Бернард Сачер бросил работу в известном банке на Уолл-стрит ради туманных перспектив в России. Пока он об этом не жалеет
Председатель совета директоров Управляющей компании «Альфа-Капитал», гражданин США Бернард Сачер любит русскую кухню. Мы общаемся в ресторане недалеко от его офиса. Бернард ходит сюда обедать и, кажется, с сожалением отрывается от тарелки с пельменями и пирожков с капустой, чтобы ответить на вопросы Forbes. «Я думал, что переезд в Россию станет последним приключением в жизни. Мне тогда было 33 года», — вспоминает Сачер о начале своей московской карьеры. Приключение американца в России растянулось на 13 лет, сейчас у него жена-россиянка и двое детей, которые говорят по-русски значительно лучше, чем по-английски.
Впрочем, первое знакомство Сачера с Россией состоялось еще тринадцатью годами раньше. Молодой американец тогда планировал стать военным и как турист прибыл в 1980 году в Cтрану Советов, чтобы узнать будущего врага в лицо. Выбор карьеры был неслучайным — в семье Сачера сильно не любили Советский Союз и русских: родственники Бернарда по отцовской линии, евреи из Галиции, бежали от царской армии во время Первой мировой. А мать будущего финансиста родилась в карельской семье, мужская часть которой сражалась с Красной армией во время советско-финляндской войны.
Советский Союз поразил Сачера настолько, что и 26 лет спустя он отлично помнит тот визит. Теплоход, заваленный бытовой техникой, которую везли на родину советские дипломаты и торговые представители, благополучно пришел в Одессу из Афин (туда Сачер прибыл из Африки). «Я не мог поверить своим глазам — так бедно жила эта страна. Даже перед Олимпийскими играми в городах нельзя было нормально поесть» — Сачер поддевает вилкой еще пельменей. Хотя в 1980-м его поразило не только отсутствие продуктов, но и гостеприимство простых людей. Воевать с ними Сачер совершенно не захотел.
В итоге он стал финансистом. Поиски работы привели выпускника Мичиганского университета в Нью-Йорк, в брокерскую компанию E.F. Hutton на очень скромную зарплату. Спустя какое-то время менеджера по продажам ценных бумаг Сачера пригласили в небольшую британскую инвестиционную компанию Cresvale специалистом по японскому фондовому рынку. А еще через пять лет его позвали в Goldman Sachs. Эта гигантская компания с Уолл-стрит немного опоздала с выходом на японский рынок, и ей срочно понадобились специалисты по Японии. Но мысль о России Сачера не покидала. Поэтому уже через два года после распада СССР Сачер снова оказался в России.
Зачем было отказываться от хорошей работы ради жизни в стране, переживающей смутные времена? Сачер отвечает расплывчато: «Мне казалось, я могу помочь. Поверьте, если мечтаешь стать богатым, не стоит уезжать из Нью-Йорка и увольняться из Goldman Sachs». Родственники решили, что у Берни не все в порядке с головой, но Сачер был неумолим: он бросил работу в Goldman Sachs и отправился в Москву.
Летом 1993-го бывший американский брокер объявился в офисе «Тройки Диалог», чтобы отдать в управление $20‑000. В инвестиционной компании честно признались, что такие большие деньги вложить просто некуда. К диковинному клиенту вышел один из основателей компании Рубен Варданян и стал уговаривать Сачера поработать управляющим директором. Тот согласился.
«Сначала мы просто объясняли сотрудникам, что такое ценные бумаги, что такое акция, облигация, спрэд», — говорит Сачер. В 1993-м он начал и собственное дело, не имеющее отношения к финансам. В компании с несколькими американцами, работавшими в России, Сачер открыл в центре Москвы ресторан «У дяди Гиляя» (позже у партнеров появились еще рестораны Starlite Diner). На ресторанный бизнес времени у него, впрочем, сейчас не остается: Сачер еще и директор Американской торговой палаты в России.
К тому же он продолжает учить подчиненных. «Компания, в которой работает Бернард, будет непохожа ни на одну другую в России. Он мучается сам, мучает организацию, но вскоре ты понимаешь, что отличаешься от конкурентов в лучшую сторону», — рассказывает Анатолий Милюков, бывший главный управляющий директор «Альфа-Капитала», а сейчас исполнительный вице-президент Газпромбанка.
В «Альфа-Капитал» Сачер пришел в июне 2002 года, разойдясь во мнении с основными акционерами «Тройки». Управляющую компанию «Альфы» он создавал фактически с нуля. По словам Милюкова, быть у истоков бизнеса — любимое дело Сачера: «Бернард черпает энтузиазм и уверенность в успехе из воздуха. Для любой организации, которая начинает работать, это крайне важно».
Ничего, что прежде Сачер не занимался управлением инвестициями — он быстро освоил это дело. В апреле 2003 года «Альфа» запустила два ПИФа — «Альфа-Капитал Облигации плюс» (стоимость чистых активов на 30 мая 2006 года более $44 млн, рублевая доходность с начала года 6,4%) и «Альфа-Капитал Резерв» (более $5 млн и 3,22% соответственно). А в 2005 году «Альфа-Капитал» заняла второе место по объему привлеченных средств в открытые и интервальные ПИФы (около $40,4 млн), уступив только «Тройке Диалог».
Для международных инвесторов Сачер организовал офшорные фонды Russian Century Fund (стоимость чистых активов на 30 апреля 2006 года $33,9 млн, доходность с начала года 26,76%) и New Russia Growth Fund ($9‑млн и 34,45% соответственно).
Что он думает о нынешнем уровне цен на акции, который многие считают запредельным? Сачер говорит, что есть еще масса вариантов инвестиций. Например, можно сделать ставку на банковский сектор: огромный спрос на финансовые услуги, по мнению Сачера, приведет к дальнейшему росту акций Сбербанка. Верит он и в российские металлургические компании — по мнению главы «Альфа-Капитала», их рост будут обеспечивать не только активные операции за рубежом, но и внутренний спрос на продукцию. Сачер советует обратить внимание на Выксунский металлургический завод (крупный производитель труб и продукции железнодорожного назначения), «Северсталь» и НЛМК.
Скоро Сачер планирует создать фонд акций второго эшелона и индексный фонд (стоимость пая привязана к значению того или иного фондового индекса). Здесь, правда, «Альфа-Капитал» опять будет в роли догоняющего: та же «Тройка Диалог» открыла фонд, ориентированный на акции второго эшелона, еще в начале 2005-го, а индексные ПИФы зарегистрировали уже 10 управляющих компаний.
Расширить сеть продаж — еще одна забота Бернарда Сачера. Сейчас паи «Альфа-Капитала» можно купить или продать только в отделениях Альфа-банка (они входят в одну группу). Сачер планирует заключить агентские договоры с другими крупными банками и открыть собственные офисы продаж. Число инвестиционных консультантов в «Альфа-Капитале» к концу года должно вырасти с 30 до 60, объем активов под управлением компании увеличится с $400 млн до $600 млн, на 2007 год установили планку на высоте $1‑млрд.
«Это лишь начало», — говорит Сачер. Его вера в российский рынок непоколебима. Значительную часть своих сбережений он, кстати, тоже вкладывает в российские ценные бумаги. «В последнее время я все реже выезжаю из страны, — объясняет Сачер, — но не только потому, что здесь много работы. Просто все больше инвесторов сами приезжают в Россию».