Дайте Майклу Мерцениху 40 часов, и он омолодит ваш мозг на 10 лет. По крайней мере, он это обещает
Майкл Мерцених, профессор неврологии из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США), почти все 35 лет своей трудовой деятельности работал над загадками электрофизиологии мозга. В то время, когда он заступил на службу науке, считалось, что наше серое вещество переплетено жесткими связками и что, когда человек взрослеет, его разум начинает необратимо угасать. Но с середины 1980-х годов Мерцених принялся доказывать обратное: мозг пластичен, податлив, может быть перепрограммирован и способен к постоянному развитию, что достигается тщательно спланированными упражнениями.
Пластичность мозга, область, которую начал осваивать Мерцених, стала теперь одной из самых модных в медицине — она сулит стареющему обществу обнадеживающие перспективы. Заинтересованных в новейших методах исследования мозга все больше: шесть лет назад 450 млн людей, или 7% населения планеты, были старше 65 лет, к 2050 году 65-летний рубеж перешагнет 16% населения, то есть около 1,5 млрд человек.
Мерцених, чей мозг в употреблении уже 63 года, недавно превратил свои научные изыскания в рыночный продукт. Он вместе с партнерами основал компанию Posit Science, которая начала продажу программного обеспечения, способного, если верить его создателям, «омолодить» мозг. Цена вопроса — $495. На тренировку мозга нужно потратить 40 часов; сидя перед монитором компьютера, вы будете отвечать на вопросы, задаваемые программой, и решать поставленные ею задачи. Программа напоминает видеоигру, которая просит вас перестраивать рассказы и последовательности слов или отличать восходящий тон от нисходящего. Когда ухо внимательно и усердно работает, оно передает в мозговые центры, отвечающие за память и восприятие, более чистую информацию.
Майкл Мерцених заявляет, что его программа позволяет мозгу выполнять когнитивные тесты так, как будто он как минимум на десять лет моложе. Хотя притязания Posit Science пока не находят поддержки у американского Управления по продовольствию и лекарствам (FDA), Мерцених говорит, что в некоторых случаях его метод может заставить семидесятипятилетнего человека думать и запоминать так же хорошо, как если бы ему было 55 лет. Программы мозговой тренировки от Posit предлагаются обитателям пятидесяти домов престарелых в США и Канаде. Компания уже получила $23 млн венчурного капитала от инвесторов и заработала $1 млн на продажах.
Даже если FDA скажет, что Мерценихова игра — это полная чушь, спрос на нее может быть невероятным. Ведь никакой закон не запрещает продавать в США компьютерные программы, если продавец не называет их лечебным средством. К примеру, игра «Brain Age: тренировка для мозгов, три минуты — и готов» для карманных приставок Nintendo стала одной из самых популярных игр в Японии в прошлом году, было продано 1,7 млн копий. Вскоре она появится и в США. Brain Age с помощью математических и словесных задачек вроде как заставляет голову работать лучше.
Но для Майкла Мерцениха развивающие мозг компьютерные игры — только начало. На основе бета-версии его программ компания Posit Science разработала методику лечения таких серьезных неврологических заболеваний, как болезнь Альцгеймера и шизофрения. Сейчас эта методика проходит клинические испытания. «Большинство людей ждут решения проблемы старения от новых лекарств, стволовых клеток, генной инженерии или медицинского оборудования, — говорит Мерцених. — Я же думаю, что лучший результат даст наша работа».
Конечно же не только Мерцених исследует пластичность мозга. Рэндольф Нудо, ранее работавший в лаборатории Мерцениха, сейчас руководит Ландонским центром изучения старения в Университете штата Канзас. В ходе лабораторных опытов над животными Нудо выяснил, что мозг способен самопроизвольно возводить новые соединительные мосты после травмы или инсульта. Цель ученого — изобрести метод лечения, совмещающий медикаменты, электростимуляцию и развивающую терапию, чтобы каждый год помогать 700‑000 американцев, перенесшим инсульт. В университете немецкого города Констанца профессор нейропсихологии Томас Элберт применяет метод лечения, основанный на идее пластичности мозга, к постинсультным пациентам, которые утратили речь или не могут пользоваться одной из конечностей. Девять из десяти пациентов, которым восстанавливали речь, существенно улучшили свое состояние за две недели, тренируясь каждый день по три часа. Это впечатляющий результат. Хотя не стоит забывать, что многие больные афазией поправляются сами или же при помощи традиционной терапии.
Коллега Мерцениха из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист по физиотерапии Нэнси Бил, работала с гитаристами и пианистами, у которых непрерывная игра вызывала ощущение, будто два пальца сливаются в один, — этот синдром известен как точечная дистония кисти. Простые, но эффективные стимулирующие упражнения постепенно заставляют пальцы снова двигаться по отдельности. Психиатр Джеффри Шварц из Лос-Анджелеса проводит больных, страдающих навязчивым неврозом, через цикл упражнений, чтобы они могли концентрироваться, скажем, на сочинении или исполнении музыки, а не‑на однообразных действиях, как, например, навязчивое мытье рук. Из тысячи пациентов, которых он лечил, 80% существенно улучшили свое состояние. Изучение пластичности также показало, что наши пять чувств, которые раньше считались изолированными системами в мозге, на самом деле взаимозаменяемы. Американский нейробиолог Пол Бачирита ошеломил своих коллег серией экспериментов, во время которых легкая электрическая стимуляция языка пациента помогала частично восстановить нарушенное зрение.
Если изучение высшей нервной деятельности человека к чему и привело, так это к тому, что интуитивно понятное правило — используй мозг или он атрофируется — теперь стало научным фактом. Синапсы, загруженные в молодости обучением и запоминанием, к старости производят меньше химических нейромедиаторов, посредством которых передаются сигналы в мозге. У восьмидесятилетнего человека производится в пять раз меньше дофамина (вещества, тесно связанного с вниманием и памятью), чем у двадцатилетнего. А без достаточного количества химической «смазки» стареющие мозги уже не могут с достаточной четкостью различать звуки и фрагменты реплик в разговоре.
Происходящие с возрастом неврологические ухудшения в мозге приводят к эффектам, которые Мерцених называет «шумами». Расслышать и запомнить становится все труднее. «Все эти штуки летят к черту из-за бездействия, если только вы не будете их подзаряжать специальными упражнениями», — говорит он.
[pagebreak]
Чтение, работа и насыщенная жизнь — вполне достаточный набор, чтобы постоянно поддерживать здоровье мозга. Но для повышения его производительности необходимо невероятное количество упражнений: учить новый язык, регулярно брать уроки музыки, собирать сложные мозаики — и все для того, чтобы мозг вырабатывал достаточно вещества, укрепляющего синапсы.
Майкл Мерцених впервые понял, насколько податлив мозг, проведя серию опытов в середине 1980-х. Он решил обучить обезьянок саймири вытаскивать кусочки еды из пластикового сосуда. После тысячи попыток (при этом размер сосуда уменьшали от раза к разу) обезьянки освоили эту процедуру в совершенстве. Мерцених тогда зафиксировал нервную активность в коре их головного мозга, в височной доле больших полушарий, ответственной за обработку информации (у людей этот участок мозга отвечает за язык). Он сравнил данные с замерами, сделанными до начала эксперимента. «Куда бы я ни взглянул в мозге, везде механизмы изменились», — говорит он.
В конце 1980-х Майкл Мерцених вместе с коллегами из своего университета начал разработку первого настоящего улиткового имплантата для людей с нарушениями слуха — в основу были положены результаты его прежней работы с обезьянами. Улитковый имплантат — это крошечный внешний микрофон, передающий звук на хирургически вставленный электрод, который раздражает все еще действующий слуховой нерв во внутреннем ухе. Пациентам, получившим такой имплантат, требуется от 6 до 15‑месяцев, чтобы восстановить слух до нормального уровня.
Мерцених утверждает, что на протяжении всего времени, когда пациенты слушают и повторяют услышанные слова, их мозг создает новые активные кластеры для представления отрывков осмысленной речи. Таким образом они заново учатся слышать. «Я пытался объяснить конструкторам, что чудо не в конструкции, а в самом мозге, — говорит Мерцених. — В конечном счете получается, как будто ухо заменили».
Способность мозга к самоизлечению поражает воображение. Мерцених уверен, что недалек тот день, когда все люди старше 40 лет будут проходить «фитнес-курс» для мозга, позволяющий мозгу хранить информацию так же хорошо, как в 20 лет. Добавьте к этому средство от морщин — и вот вам вечная молодость.