Мир больших денег остается преимущественно мужским. На 90%, если быть точным
В сотне богатейших Россиян всего одна женщина — Елена Батурина, президент строительной компании «Интеко». Можно ли говорить о том, что за пределами России женщины добиваются в бизнесе большего? Только с натяжкой. Из живущих в мире 793 миллиардеров лишь 78 (10%) — представительницы слабого пола. И настоящих предпринимательниц среди них не так уж много: в основном дамы получили свое миллиардное состояние по наследству.
Состояние некоторых бизнесменов было так велико, что в миллиардеры смогли выбиться сразу несколько наследниц. Так в числе богатейших жителей планеты оказались четыре родственницы создателя крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart или же вдова и две дочери владельца косметической империи SC Johnson (производитель чистящих средств Vanish и освежителей воздуха Glade). По две наследницы — в компании BMW, кофейной империи Tchibo, американской медиакорпорации Cox Enterprises и группе Carlson Companies, владеющей отелями Radisson. Состоянием $2,3 млрд располагает Фрида Шпрингер, пятая жена (вдова) основателя газетной компании Axel Springer, издающей в России журнал Forbes.
Сколько женщин создали свои миллиардные состояния с нуля? В 2004 году их было всего три. В этом году — шесть. В их числе британская домохозяйка Джоан Роулинг, ставшая обладательницей состояния в $1 млрд по мановению волшебной палочки Гарри Поттера.
Вот еще несколько женских историй.
Вспыльчивую миллиардершу Леону Хемсли прозвали «скупой королевой». Ее королевство — это роскошные отели и офисные здания в центре Нью-Йорка. В молодости Леона была продавщицей сигарет, потом стала риэлтором. Ей так хорошо удавалось сбывать недвижимость, что на нее обратил внимание нью-йоркский магнат Гарри Хемсли, владевший 10‑зданиями на Манхэттене и гостиницами по всей Америке. Переманил к себе на работу, а затем женился на ней. В 1997 году Хемсли умер, и Леона (тогда ей было 78 лет) получила огромное наследство. За последние пять лет ее состояние выросло на $400 млн и достигло $2,2 млрд. Что же касается скупости Леоны, то пресса припоминает ей историю о том, как суд приговорил ее к полутора годам тюрьмы за неуплату налогов.
Пример совсем иного рода дает американская телезвезда Опра Уинфри. Ее шоу за неделю смотрят больше 49 млн человек только в Америке. Программу показывают в 122 странах. Создав свое телешоу в 1986 году, Опра постепенно добавила к нему журнал и книжный клуб, а также собственную производственную студию, где выпускают не только ее шоу, но и другие программы. Однажды она похвалила в прямом эфире «Анну Каренину», после чего Толстой попал в список бестселлеров New York Times. Помимо всего прочего Опра Уинфри много занимается благотворительностью — это часть ее имиджа.
Много обладательниц миллиардных состояний и в Европе, но их имена не на слуху. Другое дело — названия торговых марок, к которым они имеют отношение. Росалия Мера и ее муж Амансио Ортега открыли первый магазин Zara в Галисии в 1975 году. Сейчас на эту марку работают 200 дизайнеров, новые модели появляются в продаже каждые три недели, выросший на базе Zara холдинг Inditex два года назад стал публичной компанией. После развода с Ортегой Росалия отошла от управления, сохранив 7% акций. Теперь инвестирует в медиабизнес, кинопроизводство и венчурные проекты. Один из них типично женский — разработка системы диагностики новорожденных по отпечаткам пальцев.
Жительница Тайваня Шер Вонг пробилась в список миллиардеров не только благодаря богатому отцу, владельцу нефтехимического концерна Formosa Plastics Group, и мужу. У Шер своя компания — High Tech Computer, она разрабатывает дизайн и начинку телефонов. На пару с мужем Вонг управляет и корпорацией VIA Technologies, входящей в тройку крупнейших в мире поставщиков микропроцессоров и чипов для мультимедиа. Предпринимательница получила от отца не только деньги — он научил ее вести бизнес. Как? Например, всегда объяснял ей, почему принимает то или иное решение, отправил изучать экономику в Беркли (США) и помогал советами, когда в 1997 году Шер основала VIA.
И, наконец, самая юная участница мирового списка богатейших — Хинд Харири, младшая дочь бывшего премьер-министра Ливана, погибшего в феврале прошлого года от бомбы террористов. Бизнес-империю Рафика Харири унаследовали вдова и пятеро детей. Компанией Saudi Oger управляет старший сын Баха — именно он заключал в июле сделку по покупке 55% акций Turk Telekom. Айман отвечает за проекты в Иордании, Фахд представляет семью в совете директоров бейрутской телекомпании. Хинд пока в бизнесе не участвует — она лишь год назад закончила университет. Вместе с матерью помогала четвертому брату Сааду во время предвыборной кампании, обеспечившей его блоку большинство мест в парламенте.