Модель бизнеса семьи Борцовых: отец и сын —в «Единой России», акции компании — на бирже, ключевые менеджеры сделаны совладельцами
На столе в кабинете депутата госдумы Николая Борцова — развернутая на странице котировок газета «Коммерсантъ». «И мы тут есть», — не без гордости говорит 60-летний депутат, которому принадлежат 30% акций компании «Лебедянский», разливающей на своих заводах в Липецкой области соки «Тонус», «Я» и «Фруктовый сад». Более года назад «Лебедянский» вышел на биржу, продав сторонним инвесторам почти 20% своих акций. За считаные дни основные владельцы компании получили $151 млн.
Казалось бы, выгоднейшая сделка. Но владельцы «Лебедянского» решились на нее не сразу. Владельцы — сам Николай Борцов и его сын Юрий. Делать IPO или нет — этот вопрос они три раза обсуждали на семейном совете.
Сейчас капитализация «Лебедянского» превышает $1 млрд, хотя еще десять лет назад это был рядовой производитель плодово-овощных консервов. Борцов-старший управлял им с 1981 года. Сын пришел в бизнес прямо со студенческой скамьи — вместе с однокурсниками решил попробовать себя в коммерции. Справившись в планово-экономическом отделе консервного завода о ценах на варенье, приятели продали через биржу сразу несколько вагонов. Сделка, однако, принесла им одни убытки: друзья не знали, что прайс-листы на заводе составляли по старинке, учитывая лишь массу варенья без банок и крышек. Тогда отец помог сыну.
Позднее сын пришел на помощь отцу. В 1992-м комбинат приватизировали, Борцов-старший скупал акции, а предприятие было на грани банкротства: с ним не расплатились за крупную поставку соков на Крайний Север. Отец договорился о кредите с обладминистрацией, а Юрий, став заместителем гендиректора завода, создал новую фирму, через которую пошел сбыт соков, и начал переговоры с Tetra Pak о реструктуризации задолженности за разливочную линию. Совместными усилиями отца и сына завод удалось удержать на плаву.
Возможность добиться большего появилась после финансового кризиса, когда с магазинных полок исчезли иностранные соки. Одна загвоздка: Борцов-старший умел разговаривать с рабочими и чиновниками, а вот слова «менеджмент» и «маркетинг» до сих пор употреблять избегает. Бразды правления постепенно начали переходить к сыну. На заводе появились его однокурсники Александр Кобзев (сейчас гендиректор завода) и Сергей Подчепаев (гендиректор завода «Прогресс» в Липецке, выкупленного в 2003 году), менеджеры-ровесники из Tetra Pak: Дмитрий Фадеев сейчас зампред правления и владелец 2% акций, Магомет Тавказаков — исполнительный директор.
Первый серьезный спор между отцом и сыном произошел в 2001 году. Николай Борцов не понимал, зачем тратить на рекламную кампанию соков $2 млн — половину тогдашней прибыли завода. Столько же стоили бы две новые линии по разливу, да и проблем с реализацией сока вроде не было. Но Юрий отца переубедил, после чего и начался взлет «Лебедянского»: в 2000 году компания контролировала 10% российского рынка соков, сейчас лидирует с долей 30%. Став депутатом Госдумы, Николай Борцов от оперативного управления заводом отошел. В главном, московском, офисе ОАО «Лебедянский» у него даже нет кабинета, но на заводе в Лебедяни — остался. В нем сделали ремонт и убрали вечные горшки с геранью.
Почему отец и сын не сразу решились разместить акции на бирже? Борцов-старший считал, что потеря контроля — слишком большой риск, да и необходимости в этом нет, могли бы и дальше своими силами развиваться. Но в конце концов сдался и теперь не жалеет: «Авторитета у компании стало больше. Вот только [наши] деньги теперь все кому не лень считают».
С авторитетом у Борцовых теперь действительно все в порядке: отец — депутат Госдумы от «Единой России», сын — глава фракции той же партии в облдуме. Их дома в Лебедяни — в пяти минутах езды от завода и стоят рядом друг с другом. Правда, застать обоих хозяев одновременно трудно: Юрий перебрался в Москву. Отец же, если расписание заседаний Госдумы позволяет, предпочитает проводить время на берегу Дона.
Куда потратить вырученные заводом средства, решает Юрий. В июле он начал выпускать холодный чай «Эдо», в сентябре — минеральную и питьевую воду «Липецкий бювет» и детские соки «Туса Джуса». Не все проекты оказались удачными: слабоалкогольный коктейль Trax на рынке провалился, не нанеся, впрочем, большого ущерба заводу (этот эксперимент Юрий Борцов поставил на собственные деньги). Отца же больше волнуют политика, пасека и воспитание внуков. Семилетний Николай Борцов-младший на каникулы в Лебедянь приезжает регулярно. Производство соков его пока совсем не интересует.