К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как сыгратьна старте


«Отдайте предпочтение отраслям, еще не представленным на рынке»

За последние два года 15 российских компаний привлекли через размещение акций более $5 млрд. Совсем неплохо для нашего рынка, если учесть, что все предыдущие годы инвесторы только и делали, что вяло «тасовали» акции приватизированных советских предприятий. И совсем неплохо для основных владельцев этих компаний — они практически бесплатно получили деньги на развитие или же просто обналичили свой вклад в бизнес и удалились на покой. Но выиграли ли инвесторы, которые эти $5 млрд заплатили? И останутся ли в выигрыше те, кто желает поучаствовать в будущих IPO?

Последний вопрос отнюдь не праздный — в 2006 году рынок ожидает более 20 размещений акций. Почти по два в месяц, включая такую гигантскую сделку, как IPO «Роснефти». Если правительство не передумает продавать акции последней государственной нефтяной компании, то это IPO станет не только одним из самых крупных за всю историю российского фондового рынка, но и событием мирового масштаба.

Масштабные события уже происходят. В феврале «Комстар» разместила 35% своих акций, выручив $1 млрд. Больше денег от IPO до сих пор смогла получить в России только материнская компания «Комстара» — АФК «Система». Уже в ближайшее время нас ждет IPO сельскохозяйственной группы «Разгуляй» на сумму не менее $100 млн. А далее на биржу собираются Внешторгбанк, Росбанк, СТС-Медиа и другие.

 

Так как же действовать? Во-первых, учтите «человеческий фактор». Каковы мотивы крупных акционеров, менеджмента и независимых директоров? Попробуйте на основе раскрываемой информации и прочих сведений понять, что движет руководством и владельцами компании, каково их вознаграждение, увязано ли оно с ростом акционерной стоимости компании. Существуют ли у этих лиц конфликты интересов? Ответ на последний вопрос часто можно найти в разделе «операции со связанными сторонами» в финансовой отчетности и официальных проспектах компании. Работают ли в компании независимые директора (положительный фактор)?

Во-вторых, не ждите от инвестиций быстрой отдачи. IPO далеко не всегда дает возможность моментально разбогатеть. Компании стремятся максимизировать свою стоимость на момент выхода на биржу. Поэтому часто первые 3–6 месяцев после размещения (так называемый aftermarket) акции не растут в цене (см. таблицу). В целом инвесторам рекомендуется занять среднесрочную или долгосрочную позицию.

 

В-третьих, учтите, что акции, как и любой другой товар, навязываются продавцом. Инвестиционные банки, отвечающие за IPO, будут «продавать» вам в 2006 году три основные легенды: приватизация базовых отраслей, игра на росте потребления и «экзотика».

Приватизация — это про «Роснефть», Внешторгбанк и объединенные генерирующие компании, которые образуются на базе реформируемого РАО ЕЭС. Приватизация выплеснет на рынок целую серию компаний с общей «родовой травмой» перехода к профессиональному корпоративному управлению. Проявите в этом случае особую осмотрительность.

Как быть с компаниями потребительского рынка, рвущимися на биржу? Публичные «Пятерочка» и «Седьмой континент» торгуются на уровне 15–18 показателей EBITDA к капитализации. Это вдвое больше, чем у аналогичных компаний в развитых странах, что настораживает. Так что с розничными сетями, может, и не надо торопиться. Отдайте предпочтение  отраслям, еще не представленным на рынке. Если на биржу соберется страховая компания или автодилер, то, как пионеры в своих отраслях, они, скорее всего, оценят себя максимально осторожно (что выгодно долгосрочным инвесторам).

 

Наконец, «экзотика». Это нетипичные для сырьевой России акции вроде уже размещенных РБК или «Рамблера». Здесь успех ждет компании, совмещающие новую для рынка отрасль (на это клюют институциональные инвесторы — им нужна диверсификация) и убедительную стратегию роста.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+