Встретив на улице диковинный автомобиль, присмотритесь повнимательнее. Возможно, он сделан в России
В странах с давними автомобильными традициями заводы, сотнями тысяч штампующие серийные легковушки, уживаются с мастерскими, вручную делающими десятки автомобилей в год и продающими их по заоблачным ценам. Классический пример — Великобритания, подарившая миру экзотические марки Lotus, TVR, Connaught, Caterham.
С формальной точки зрения Россия тоже может претендовать на звание автомобильной державы. Перешедший под контроль государства АвтоВАЗ безнадежно стар и выпускает машины 1980-х годов? ГАЗ снимает с производства «Волгу»? Зато частные мастерские производят автомобили бизнес-класса, лимузины и внедорожники, спорт-кары и даже крупнотоннажные грузовики. Самое поразительное, что все это продается.
СКОРОСТНОЙ БРОНЕНОСЕЦ.
Внедорожник Т98 «Комбат» представляет собой что-то среднее между тяжелым гражданским автомобилем и военной транспортной единицей. Внутри — восьмицилиндровый двигатель, броня, спутниковые системы навигации. Компания «Автокад» из Петербурга продала уже 20‑автомобилей. В стандартную комплектацию за $120‑000–130‑000 входят кожа и дерево в салоне и противопульная броня. У самых дорогих машин толщина стекол превышает 10 см. Такой автомобиль, по словам владельца «Автокада» Дмитрия Парфенова, стоит €300‑000.
РУССКИЙ ЛИМУЗИН.
Что получится, если объединить двигатель от Cadillac мощностью 305 л. c., подвеску Mercedes, фары нового «Жука», сделанный вручную кузов и дорогущую отделку салона? У петербургской компании «Оптима» получился лимузин со «сказочным» названием Werwolf. Несколько работников оборонной промышленности в начале 1990-х занялись переделкой машин, устанавливали современные двигатели и подвеску в старинные кузова и параллельно разрабатывали свой автомобиль. По словам руководителя компании Александра Торбуа, несколько лет назад у нее появился инвестор из США. Сделано два образца, а заказы компания начнет принимать весной. Цена — от $60‑000.
ЗОЛОТОВОЗ.
Петербургская компания «Яровит» выросла из команды «МАЗ-Яровит», победителя России по триалу — соревнованию грузовиков на пересеченной местности. «Мы решили, что если можем делать машины, которые выигрывают европейские чемпионаты, то сможем создать и серийный автомобиль», — рассказывает замгендиректора компании Денис Бард. Специалисты «Яровита» создавали машину для работы в сложных климатических и дорожных условиях, которая заняла бы пустующую нишу между КамАЗами и БелАЗами. Первую собрали в 2003 году и отправили на испытания в «Норильский никель». С тех пор продано 40 грузовиков стоимостью от $140‑000. Автомобиль на 90% собран из импортных комплектующих. Среди заказчиков — золотодобывающие, нефтяные, рудные, угольные компании.
ШТУЧНЫЙ ТОВАР.
Когда полтора года назад московское кузовное ателье «Карди» по заказу ГАЗа разрабатывало новый дизайн «Волги», ее специалисты не знали, что машине суждена недолгая жизнь. Сейчас у руководителя «Карди» Сергея Алышева этот факт сожаления не вызывает. Ателье трудится над проектами, заказанными УАЗом и черкесским изготовителем внедорожников «Дервейс». А еще само делает и продает оригинальные машины. С 1992 года, по словам Алышева, ателье сделало «20 больших проектов». Сколько стоит штука? Последняя продана за $100‑000.