К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дирекция единственного заказчика


Можно ли считать конкурсом соревнование одного участника с самим собой? Московское правительство каждый седьмой тендерный контракт заключает именно на такой основе

Включите воображение — оно вам понадобится. Над проезжей частью речного моста, возводимого на северо-западе Москвы, должна появиться смотровая площадка с рестораном. Ее «выполнят в виде летающей тарелки, которая разместится под самой высокой частью арки-опоры, как колокольчик под дугой. Подняться на этот уровень посетители смогут только на лифте, ведь высотой мост будет с тридцатиэтажный дом», — рапортует «Российская газета» о будущей стройке.

Строить чудо-ресторан будет ООО «Организатор», компания, которая входит в холдинг «Система» и является одним из ведущих столичных специалистов по сооружению автомобильных развязок и трасс вроде МКАД. «Организатор» получил контракт стоимостью 1,5 млрд рублей на проектирование и строительство смотровой площадки с рестораном в апреле этого года с формулировкой «размещение у единственного поставщика». Проще говоря, без конкуренции. А незадолго до того «Российская газета», тоже на правах «единственного поставщика», получила у столичного правительства свой госзаказ. На «освещении общественно-политической жизни Москвы» в первом полугодии 2007 года издание заработает 6 млн рублей.

Раздача денег из бюджета без конкурентной борьбы, как выясняется, — обычное дело. И это не особенность Москвы; просто столица с ее масштабными тратами — самый наглядный пример. Москва ежегодно выделяет более 1 трлн рублей на транспорт, электричество, школьные завтраки, реагент для зимних дорог, озеленение и — да, освещение столичной жизни в прессе. Сравните: по результатам торгов в 2006 году правительство Москвы разместило заказов на 507 млрд рублей, а без борьбы на конкурсах — на 634 млрд рублей. В этом году отрыв увеличился. За неполные шесть месяцев в результате торгов было заключено 25 000 контрактов на 452 млрд рублей, а 126 000 заказов на 693 млрд рублей компании получили без конкурентной борьбы, из них 15% — с формулировкой «размещение у единственного поставщика». Крупнейший такой контракт — у упоминавшегося уже ООО «Организатор», его сумма составила 7,14 млрд рублей.

 

Долгое время отдавать заказ единственной организации дозволялось лишь в том случае, если речь шла о естественной монополии, а также при закупках газа, воды, энергии и при чрезвычайных ситуациях, к примеру мобилизационной подготовке в стране или срочной потребности в товаре или услуге. Тысячи конкурсов, проводимых по всей стране, срывались из-за того, что заявку подавал лишь один участник. Конечно, если заинтересованность поставщика была очень высока, он мог организовать подставную фирму или договориться с компанией-конкурентом. «К примеру, сказал мэр на совещании, что необходимо срочно построить 10 школ и 10 детских домов, — это ЧП, времени на проведение конкурсов нет, тогда заказ на строительство этих объектов уходит единственному поставщику», — говорит сотрудник столичной компании «ЛИТ-К», которая занимается размещением московских госзаказов. Полтора года назад такие контракты чиновники заключали на свой страх и риск.

Потом все изменилось. По федеральному закону №94-ФЗ, который вступил в силу в 2006 году, чиновники получили право отдавать контракт единственному поставщику, если на конкурс была подана (или была допущена до него) всего одна заявка. Это сводит на нет саму идею конкурса. А что делать?

 

«Мы участвовали в конкурсе на общих основаниях и выиграли, — комментирует заключение контракта с Москвой Светлана Борисова, первый заместитель генерального директора ФГУ «Российская газета». — Мы же не знали заранее, что окажемся единственными». Точно таким же образом в этом году 11 контрактов на поставку молочной продукции (на 980 млн рублей) московским учреждениям получила компания «Вимм-Билль-Данн», а 13 контрактов на строительство жилых домов досталось «Главмосстрою» (2,4 млрд рублей).

Неужели больше никого не заинтересовали условия, предложенные городом? «Это не очень доходные подряды, всего 3–4% рентабельности», — признается Иван Слепцов, директор по связям с общественностью компании «Главстрой», в которую входит «Главмосстрой». Гендиректор конкурирующей с «Вимм-Билль-Данн» компании «Юнимилк» Андрей Бесхмельницкий говорит, что на московские заказы им не хватает производственных мощностей и инфраструктуры в Москве. «Юнимилк» получает контракты в Питере и Екатеринбурге.

Действительно, в госзаказах заложена фиксированная норма прибыли. Но так ли уж она мала? Первый заместитель генерального директора инвестиционно-строительной компании «М.О.Р.Е.-Плаза» (выполняла федеральный контракт на строительство жилья в Чечне) Михаил Михайлов считает, что по подрядам московского правительства вполне можно получать 15% рентабельности. «Это нормальная цифра», — считает он.

 

Быть может, некоторые конкурсы и не представляют интереса для частных компаний. Но если чиновники сами добиваются этого? «Есть здесь, конечно, некий подковерный элемент, — признает Михайлов. — Все компании кому-нибудь близки, а у комиссии есть возможности довести до конкурса только одного заявителя». Каким образом? Например, не принять документы. По словам одного из участников рынка, тендерный комитет однажды не допустил заявку к конкурсу на получение строительного подряда в Москве из-за «некорректного перевода документа на английский язык».

Более того, сложившаяся система открывает простор для картельных сговоров. Корреспондент Forbes попросил руководство крупной московской фирмы, производящей компьютеры, рассказать о конкурсе, который выиграла конкурирующая организация с формулировкой «у единственного поставщика». Компьютерщики признались: да, конкурентам досталась Москва, зато они получат заказы в Санкт-Петербурге.

[pagebreak]

Куда смотрит Федеральная антимонопольная служба? «Такой сговор между двумя компаниями возможен, — признает Михаил Евраев, начальник управления ФАС по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ. — Но ведь 10 компаний договориться не смогут!» То, что сейчас так много заказов размещается у единственного поставщика, Евраев считает проблемой предпринимателей, которые боятся участвовать в конкурсах и зарабатывать прибыль. «Их 15 лет приучали, что все делится между своими, — теперь никак отучиться не могут», — горячится чиновник. Интересно, куда спустя 15 лет делись «свои»?

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+