Речевые особенности как фактор инвестиционной привлекательности
В октябре компания «Ренессанс Страхование» открыла в Твери call-центр, который будет обслуживать клиентов компании по всей России. Сорок телефонисток в круглосуточном режиме расскажут, как заключить договор в Ростове-на-Дону или что делать при наступлении страхового случая где-нибудь под Хабаровском.
Впрочем, для Твери это не такая уж сенсация. Здесь работают крупнейшие российские компании, предоставляющие корпоративным клиентам услуги call-центров: «СДК» (торговая марка «Телеконтакт»), Direct Star, «Аудиотеле». Голоса тверских телефонисток знакомы тем, кто задавал вопросы во время «прямой линии» с президентом России, звонил на «горячие линии» производителей товаров и услуг, пользовался услугой «секс по телефону». В городе также разместились корпоративные call-центры МТС (макрорегион «Центр»), «Русфинанса», интернет-магазина «Озон».
Почему все эти компании выбрали Тверь? «А где еще? В Ярославле окают, в Рязани гхэкают, Питер знаменит «поребриками». А в Твери — самый чистый русский язык без акцентов и местных диалектов», — говорит гендиректор компании «СДК» Виктор Вольский. «СДК» еще в 2001 году перевела свой бизнес из Москвы в Тверь и не пожалела об этом.
«Здесь намного легче, чем в Москве, найти людей и сделать из них профессиональных операторов, — говорит заместитель гендиректора «Ренессанс Страхования» Ольга Лузина. — Если в столице эта работа считается неинтересной, то в Твери на одну нашу вакансию приходится несколько претендентов». Есть из кого выбирать: каждый год тверские вузы выпускают 5500 специалистов. При этом работники call-центров дорожат своей работой. Если в Москве один оператор задерживается на одном месте в среднем 3 месяца, то в Твери — 1,7 года. По оценкам Forbes, в call-центрах Твери работают уже свыше 3000 операторов (штат одного только «СДК» — 1000 человек).
Для работы на телефоне часто приходится привлекать профильных специалистов. Например, в «горячих линиях» фармацевтических компаний, как правило, работают практикующие врачи. «Попробуйте в Москве посадить отвечать на звонки какого-нибудь уролога. Если в Твери такому специалисту можно предложить премию к официальной зарплате в 30%, то в Москве плюс 500% не всегда устроит», — говорит Виктор Вольский. Средняя зарплата оператора в Твери составляет $250–300 вместо $500–600 московских, аренда офиса обходится в пять-шесть раз дешевле. Как результат, московские call-центры продают минуту работы за $0,23, тверские — за $0,15.
Расцвет этого бизнеса в Твери пришелся на последние два года. После того как область возглавил бывший топ-менеджер «Норильского никеля» Дмитрий Зеленин, был объявлен конкурс на привлечение инвесторов. Областные чиновники разъезжают по России, рассказывая предпринимателям о преимуществах Твери, например, о расположении «в самом сердце России», между Москвой и Санкт-Петербургом.
Зеленин пропагандирует тверской международный аэропорт «Мигалово» как базу для приема и отправки любых крупнотоннажных самолетов, фактически как альтернативу расположенному в 160 км «Шереметьеву». «Да, сборы в аэропорту Твери ниже и получить разрешение на вылет не проблема», — говорит директор по связям с общественностью компании PPE Group Анна Ганеева. PPE Group владеет интернет-магазином «Озон», компанией посылочной торговли «Покупки на дом» и компанией «ПромоПост» (директ-маркетинг). В прошлом году PPE Group построила в Твери крупнейший в стране почтово-обрабатывающий комплекс, рассчитанный на отправку 120 млн каталогов и 10 млн посылок и бандеролей в год. После ввода второй очереди в январе 2006 года комплекс станет крупнейшим в Восточной Европе.
Главное, чтобы тверские чиновники не перестарались и не зазвали к себе больше гостей, чем сможет разместить область. В ближайшие два года МТС, «ВымпелКом»» и «МегаФон» намерены вывести из Москвы свои федеральные call-центры (свыше тысячи сотрудников в каждом). Если все они разместятся в Твери, неминуемо начнется борьба за кадры — и рост расходов. Та же «Ренессанс Страхование» не стала тратить время на подготовку новых кадров для своей тверской телефонной службы, а просто переманила готовых специалистов у конкурентов. Каждый оператор получил на новом месте прибавку к жалованью в среднем на 30%.