Ровно год назад Forbes первым написал о том, что в свободную продажу поступила база данных о личных доходах москвичей и жителей Подмосковья. Интерфейс позволял сортировать сведения по алфавиту, размеру заработка (в 1999–2002 годах), домашним адресам, названию компаний. В последнем случае пользователь получал по сути зарплатную ведомость интересующей его организации — от высших руководителей до простого клерка. Наличие на рынке такой информации нас, прямо скажем, шокировало. Юристы, с которыми мы консультировались, утверждали, что не только продажа, но даже использование базы может расцениваться как уголовное преступление. Мы опубликовали статью об этом вопиющем факте, а заодно направили письмо в МВД с просьбой провести расследование. Что в итоге? Ответа из милиции мы так и не дождались.
Тем временем в продаже появились сведения о банковских проводках, а база данных по доходам существует теперь в обновленном варианте — на пиратских развалах или через интернет можно приобрести диски с информацией о заработках москвичей за 2004 год.
Стоит ли говорить, какой урон наносят подобные базы экономике? Конечно, они не причинят никакого вреда живущему на откатах менеджеру госкомпании. Проститутке, торговцу наркотиками или высокопоставленному сотруднику Федеральной налоговой службы, получающему миллион долларов в фойе гостиницы «Балчуг», тоже нет дела до всяких там баз — не существует в природе организации, из которой можно было бы украсть сведения о нелегальных доходах. Но как быть миллионам законопослушных граждан, чья личная финансовая тайна стала объектом купли-продажи?
Кстати, это вопрос не только к правоохранительным органам, но и к самим гражданам. Любой человек, чьи интересы были затронуты фактом распространения базы данных о доходах, вправе подать заявление в милицию — в конце концов, если не он сам, то кто позаботится о его интересах? Прокуратура? Она только в середине ноября опомнилась и дала поручение МВД провести проверку по факту продажи данных о личных доходах, да и то лишь потому, что в обновленной базе засветились высокопоставленные чиновники. Глупо говорить, что заявления не помогут, что милиция и суды куплены на корню. Это неправда — из тысячи обращений хотя бы одно достигнет своей цели. Ведь сотрудника ФНС поймали с миллионом в «Балчуге» потому, что его сдал работник банка, с которого тот требовал взятку.
В этом номере автор прошлогодней статьи об утечке сведений о доходах Александр Кондратьев написал о том, как могут появиться на рынке новые нелегальные базы данных с номерами мобильных телефонов (стр. 32). А Иван Голунов рассказал о человеке, который не стал ждать, когда государство разберется с одной из самых острых социальных проблем, и взялся решать ее сам (стр. 158).