Чтобы узнать, есть ли в стране средний класс, не нужно проводить никаких социологических исследований. Не нужно гадать, с какого уровня начинается доход среднего класса — с $500 в месяц или все-таки с $2000. Дело вовсе не в деньгах, а в том, есть ли в обществе достаточно большая группа людей, создающая модель поведения для всех остальных. Поведения любого: в супермаркете, на избирательном участке, в семье, на работе. Так вот, чтобы понять, есть ли в стране средний класс, нужно посмотреть кино, которое в этой стране снимают.
Почему? Очень просто: режиссеру, чтобы воплотить свой замысел, нужен средний класс. Обычный герой, «такой, как все»: страховой агент (как в «Берегись автомобиля»), менеджер («Москва слезам не верит»), учитель («Доживем до понедельника») или переводчик («Осенний марафон»). Как видите, в СССР «средний класс» был. Есть он и в США — нет смысла перечислять здесь названия голливудских фильмов. Зато в современной России такие герои в дефиците. Нет понятного образа человека со средним достатком. Поэтому легче снять фильм о войне или брежневском застое, чем о спокойной современной жизни. Жизнь есть, а человека нет.
Впрочем, отсутствие среднего класса (которое рано или поздно, конечно, восполнится) не мешает инвестировать деньги в киноиндустрию. О том, какой размах принимает этот процесс, корреспондент Forbes Никита Горчаков рассказывает в статье «Фабриканты грез». Для полноты картины мы представляем пять самых перспективных российских кинопродюсеров. Прочесть их истории стоит не только любителям кино — эта «пятерка» интересна прежде всего своими деловыми качествами.
Еще одна статья, которую обязательно стоит прочесть, — «Добросовестные приобретатели». Валерий Игуменов раскрывает подробности того, как была заключена крупнейшая сделка этого года — покупка Михайловского ГОКа и объединение активов двух известных предпринимателей, Алишера Усманова и Василия Анисимова.
Кроме того, обратите внимание на две новые рубрики. На стр. 27 вы найдете «Контекст». Читая ежемесячный журнал, легко потеряться во времени. Теперь у вас не останется такого шанса — мнения, собранные в «Контексте», вернут вас к реальности.
В конце журнала впервые публикуется статья о благотворительности. Редактор рубрики «Стиль» Николай Клименюк встретился с русской моделью Натальей Водяновой, чтобы расспросить ее о проекте «Обнаженное сердце». Честный проект, нужное дело. И жалко, что любое упоминание общественной деятельности известного персонажа считается в России рекламой. Надеюсь, мы сможем изменить этот взгляд и со временем сделать рубрику о благотворительности постоянной.