Рынок топлива: несколько расхожих заблуждений
Те Российские автолюбители, кому доведется 1 января 2006 года после боя курантов и звона бокалов заехать на ближайшую автозаправочную станцию, могут быть неприятно удивлены. Закончится объявленный нефтяными компаниями период замораживания цен на бензин — значит, жди неприятных сюрпризов. Трудно предсказывать поведение рынка, тем более что многое зависит от действий правительства. Скорее всего, радикальных скачков все-таки не произойдет, как не будет и снижения цен.
Мораторий призван продемонстрировать, что правительство заботится о гражданах, а компании осознают свою ответственность. Но решить проблему можно только продуманными и выверенными практическими шагами, которые должны предпринять ведомства, определяющие политику в ТЭК. А чтобы верно оценить такие шаги, хорошо бы избавиться от расхожих мифов.
Первый миф: мы добывающая держава, и цена нефтепродуктов у нас не может быть столь же высокой, как в странах-импортерах. Миф второй: Россия — часть глобальной экономики, и поэтому с ростом внутренних цен ничего сделать невозможно. Миф третий : во всем виноваты монополисты, которые сговариваются и взвинчивают цены. Наконец, миф четвертый: чтобы цена была справедливой, надо национализировать отрасль.
Стоимость бензина не зависит напрямую от наличия нефти. С одной стороны, есть нефтепроизводящие Саудовская Аравия и Венесуэла, где поддерживается очень низкая цена — соответственно порядка 25 и 15 центов за литр. С другой — богатая углеводородами Норвегия, где бензин самый дорогой в Европе (почти $2), или немногим уступающая ей Великобритания.
Не в меньшей степени, чем конъюнктурой, цена определяется налогами. В российском случае бензиновые налоги составляют в совокупности примерно полцены топлива. Налогообложение — инструмент, при помощи которого правительство управляет ценой, оставаясь в рыночном поле. Сегодня система нацелена на извлечение государством максимальных доходов и из нефти, и из нефтепродуктов, несмотря на раскручивание инфляции и ухудшение уровня жизни граждан.
Конкуренции на рынке, конечно, недостаточно, но даже Федеральная антимонопольная служба признает, что с картельными сговорами связано не более 20% роста цены. Предложение той же ФАС в разы поднять штрафы реализовать трудно, к тому же это едва ли принципиально изменит ситуацию. Может быть, правы те, кто добивается возврата «нефтянки» в госсобственность? Теоретически государство сможет тогда проводить любую политику (в том числе, кстати, и сохранять высокие налоги для максимизации прибыли). На практике национализация будет означать столь длительную неразбериху с переделом постов, структур и потоков, что издержки перекроют все гипотетические преимущества. Самое же главное, что это и не нужно, поскольку хватает рыночных рычагов воздействия.
Надо увеличить поступление ресурсов на внутренний рынок, где цена ниже мировой. Государство должно поднять экспортную пошлину по дифференцированной скользящей шкале, чтобы с какого-то объема уравнять рентабельность продажи на внутреннем и внешнем рынках или даже сделать ее запретительной для экспорта. Это не статическое положение, а тонкий инструмент, требующий постоянной перенастройки. Возможно, следовало бы радикально снизить бензиновые налоги как в опте, так и в рознице, а поступления в казну компенсировать, например, за счет создания новых экспортных, прежде всего продуктопроводных путей и соответственно доходов от пошлин. Стоит вернуть инвестиционную льготу, которая позволит компаниям и при меньших доходах больше вкладывать в развитие.
Управление ценами на нефтепродукты — очень сложный процесс, требующий терпения и кропотливой работы. К сожалению, не видно признаков того, что у правительства есть желание этим заниматься — составлять гибкую шкалу пошлин, принимать меры по более жесткому учету экспорта (не только по трубам, но и цистернами, и танкерами), спорить с компаниями… Легче ограничиться показательными мерами наподобие моратория. А потребителям придется адаптироваться к высоким ценам, как это уже давно делают, например, жители Европы.