К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Допинг для бизнеса


Чем больше патернализма - тем дольше выход из кризиса

Россия впервые в своей новейшей истории сталкивается с настоящим экономическим кризисом, в основе которого лежит циклический спад в мировой экономике. Кризис — это время, когда бизнесу приходится платить за свои ошибки: эйфорические планы развития, пренебрежение рисками, безудержное залезание в долги. Поэтому всем требуется менять устоявшиеся стереотипы поведения — и бизнесу, и государству. Всем исключительно важно постараться правильно оценить сложившееся положение дел и принять адекватные решения для минимизации последствий кризиса.

Меня искренне поразило то, как наше государство и бизнес отреагировали на кризис. Правительство заявило, что российская экономика даже в условиях мировой рецессии должна продолжать уверенный рост — ну, может быть, чуть меньшими темпами, на 1–2% в год. И это та экономика, треть которой составляет экспорт сырья, а еще треть — перепродажа в различной оболочке денег, полученных на западных рынках! Более того, правительство объявило, что оно готово и будет поддерживать ключевые сектора экономики — ТЭК, АПК, ОПК, банки, строительство и ритейл (попробуйте назвать, какие отрасли не получат поддержку), и начало бесконечную череду совещаний и заседаний по обсуждению механизмов поддержки.

А компании и банки ринулись за деньгами. И каждый готов бесконечно долго объяснять, почему деньги нужны именно ему. Я никогда не считал, что российский бизнес страдает слабоумием. Когда тебя спрашивают «а не дать ли тебе денег?», совершенно естественно ответить «дать!». Но, боюсь, именно таким поведением российский бизнес загоняет себя в допинговую ловушку — кажется, именно сейчас, в самый тяжелый момент, нужно лишь один раз принять «волшебную» таблетку и дальше ты обречен на победы. Российские власти в таком случае выступают в роли тренера, который намеренно снабжает допингом своего подопечного. Однако коварство допинга состоит в том, что от него трудно отказаться — для удержания завоеванных позиций придется затратить гораздо больше усилий. Известно и то, что если от него не отказаться, то придется заплатить своим здоровьем.

 

Я не верю, что шаги, объявленные российскими властями, — предоставление денег банковскому сектору, фактическая государственная гарантия по платежам по внешним долгам, директивное распределение кредитов, которые должны предоставлять госбанки, среди секторов и компаний — смогут реально помочь российскому бизнесу. Мы уже увидели, как все полтора триллиона рублей, выделенные банковскому сектору якобы для устранения кризиса ликвидности, в течение двух недель вылились на валютный рынок и были потрачены на покупку долларов у Центрального банка. Могу с высокой степенью уверенности предсказать, что и новые денежные вливания обречены на такую же судьбу. Выдача кредитов банками по решению правительства ставит в дурацкое положение кредитора — он не может отказать в кредите, так как поступил соответствующий приказ, и никакой анализ рисков здесь уже неприменим. Заемщик же с радостью заберет деньги, а когда придет время их возвращать, с улыбкой скажет: «А денег-то нет!» Россия уже проходила эту историю под названием «централизованные кредиты» в первой половине 1990-х.

Обсуждая с западными коллегами перспективы выхода мировой экономики из нынешнего кризиса, я чаще всего слышал такое мнение: сначала американская экономика начнет рост, а где-то через год — европейская. Объяснение простое и проверено временем: в Америке бизнес не надеется на чью-то поддержку, ему там предоставлена максимальная свобода, но на него возложена и максимальная ответственность. Европа более зарегулирована, здесь правительства готовы поддерживать в разной форме стратегические сектора и компании, защищая их от конкуренции и соперничества.

 

При таком раскладе российскую экономику ждет печальная участь: чем больше у нас будет развиваться комфортный для обеих сторон патернализм государства, тем тяжелее будет выходить из-под воздействия допинга, тем дольше будет затягиваться выход из кризиса. Вспомните: после кризиса 1998 года государство фактически ничего не сделало для поддержки экономики, какие бы лозунги ни произносились в то время. Но оно (государство) и не мешало экономике, дало ей спокойно дышать и развиваться. В результате через очень короткое время Россия получила десятки и сотни компаний, которые, пережив кризис, окрепли и вышли в лидеры.

И вот сегодня правительство пичкает их допингом, а они с радостью его принимают…

    Рассылка Forbes
    Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

    Мы в соцсетях:

    Мобильное приложение Forbes Russia на Android

    На сайте работает синтез речи

    Рассылка:

    Наименование издания: forbes.ru

    Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

    Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

    Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

    Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

    Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

    На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

    Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
    AO «АС Рус Медиа» · 2024
    16+