К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Без отрыва


Кандидаты на получение степени MBA выбирают программы, позволяющие им не бросать работу и не влезать в долги

Дайана Эвид проработала восемь лет в отделе маркетинга небольшой компании, занимающейся финансовым планированием, и решила ускорить свой карьерный рост. Но в 34 года ей не хотелось брать кредит на $100 000, чтобы заплатить за получение степени MBA (master of business administration) на дневном отделении университета. Она выбрала программу обучения в нерабочее время в Stern School of Business при Нью-Йоркском университете. За учебу Дайане предстояло заплатить $75 000 в течение трех лет, но, поскольку она продолжала работать, брать кредит было не нужно. Уже в середине обучения она использовала новые связи, приобретенные в Stern, и устроилась на новую работу с большей зарплатой. Теперь она менеджер по маркетингу в крупном швейцарском банковском концерне UBS и весной закончит учебу. «Я не собиралась отнимать время у моей карьеры, я желала ускорить ее шаг», — говорит Эвид.

Только 20% учащихся в школах бизнеса обучаются по двухлетним дневным (full-time) программам. Более половины студентов выбирают вечернее и воскресное обучение в нерабочее время (part-time); остальные записаны на программы для руководителей, заочные и другие менее продолжительные курсы. Стоимость учебы на дневном отделении фактически складывается из неполученной зарплаты и платы за обучение, что для многих будущих студентов слишком дорого. К тому же в отличие от предшественников они уже не могут быть уверены в том, что, получив степени, займут высокооплачиваемые должности и быстро вернут долги. В 2000 году инвестиционный банк Goldman Sachs взял на работу 46 выпускников Columbia Business School. В прошлом году — только 18.

Рейтинг бизнес-школ, который каждые два года проводит американский Forbes, показывает, почему студенты выбирают программы обучения в нерабочее время. Исследование Forbes ранжирует школы соответственно возврату инвестиций; учитывается денежное вознаграждение через пять лет за вычетом платы за обучение и упущенной за время учебы заработной платы. Среди школ MBA, где обучаются в нерабочее время («без отрыва от производства»), на первом месте оказалась как раз программа Langone в Stern School, которая показала средний пятилетний доход в $166 000. Это больше, чем доход в $134 000 первой среди дневных программ — Tuck School of Business при Дартмутском колледже: выигрыш получается за счет отсутствия упущенной зарплаты. В первой пятерке объединенного рейтинга дневных и вечерне-воскресных программ в США всего две дневные программы — Tuck School и Wharton School в Университете Пенсильвании. При этом впервые наверху рейтинга отсутствует Harvard Business School.

 

«Сегодня программы обучения в нерабочее время — это ведущее направление, — говорит Джон Фернандес, президент Ассоциации по развитию университетских школ бизнеса, которая осуществляет аккредитацию MBA. — Развитие этих программ отражает тенденцию в обществе. Никто не может позволить себе бросить карьеру и два года отдать учебе».

Совет поступления в магистратуру по курсу менеджмента (The Graduate Management Admissions Council), проводящий тест GMAT (этот тест необходимо сдать для поступления в любую бизнес-школу), зафиксировал, что в 2005 году число заявлений о приеме выросло у 46% курсов обучения в нерабочее время. У дневных программ рост составил лишь 20%. Из 90 программ дневного обучения, участвовавших в рейтинге Forbes, лишь в трех количество заявок на поступление увеличилось. В целом же с 2002 по 2004 год наблюдается спад 33%. Гарвард, который многие считают золотым стандартом MBA-программ, столкнулся с сокращением числа заявок на 31%. (На протяжении последних 35 лет количество дипломов МВА, выданных в США, увеличивалось в среднем на 6% в год; в прошлом году оно достигло примерно 130 000).

 

Деканы многих бизнес-школ объясняют сокращение числа заявок на дневное обучение демографическими причинами. Большинство поступающих на дневное отделение относятся к возрастной группе 25–29 лет, численность которой в США перестала увеличиваться с 2000 года. Более серьезная проблема — уменьшение притока иностранных студентов. В выпуске 2006 года 28% — не граждане США. Четырьмя годами раньше таких было 31%. За последние пять лет за пределами США появились сотни мест, где можно получить степень MBA, в частности, в Германии и Китае. Кроме того, после ужесточения визового режима в рамках борьбы с терроризмом многим студентам-неамериканцам стало сложнее получить визу.

Однако самая веская причина, по которой студенты отказываются от дневных программ, это, как уверяет Альберт Ниеми из Cox School в Южном методистском университете, цена. «Программы обучения в нерабочее время будут доминировать на рынке MBA, насколько мы можем судить, из-за высоких вмененных издержек дневных программ», — говорит Ниеми. Чтобы получить степень MBA на дневной программе высшего ранга вроде Школы Джонсона в Корнелльском университете, надо заплатить $71 000 за обучение плюс еще около $130 000 в виде упущенного заработка. Стоимость обучения на курсах нерабочего времени высшего ранга достигает $80 000, зато студенты продолжают получать зарплату. Кроме того, многие работодатели оплачивают частично или полностью обучение сотрудников на вечерних и воскресных курсах.

MBA — это уже не золотой билет, как несколько лет назад. Средняя базовая зарплата выпускника американской школы бизнеса в прошлом году была $75 000 — та же, что и в 2000 году, в то время как стоимость обучения увеличивалась каждый год на 8%. Сложнее стало и получить работу. В 2000 году лучшие школы трудоустраивали 90% своих учеников сразу после окончания. В прошлом году работу получили лишь 70% выпускников. Альберт Ниеми полагает, что банки предпочитают нанимать бакалавров с бизнес-образованием, поскольку они обходятся дешевле и к тому же не так привередливы.

 

Джеффри Лей работал в отделе исследований и разработок компании Frito-Lay — подразделении PepsiCo. Когда он собрался получить высшее бизнес-образование, то подсчитал, что учеба на дневном отделении обошлась бы ему в $70 000 сверх $150 000 недополученной зарплаты. Поэтому Лей выбрал программу обучения в нерабочее время в Cox School за $50 000, и при этом он оставался на работе. «Я подумал, что, не бросая работу, я смогу использовать бизнес-образование с большим эффектом для своей карьеры», — говорит он.

Программы обучения в нерабочее время сейчас очень разнообразны и гибки. Такие школы, как Университет Дьюка и Университет Висконсина — Мэдисон, предлагают обучение MBA по Сети. «Теперь учащимся не придется менять свою жизнь ради учебы. Программы будут приспосабливаться к стилю жизни студента», — говорит Джон Фернандес из Ассоциации по развитию бизнес-школ. Электронная почта и системы моментальных сообщений позволяют студентам свободно общаться, невзирая на расстояние.

[pagebreak]

По мнению экспертов, дневные программы лучше всего подходят студентам, желающим сменить место работы или отрасль. Декан Tuck School of Business Пол Данос полагает, что качество образования при дневном обучении все же выше: «Опыт глубокого погружения, приобретаемый при дневной форме обучения, позволяет студентам развивать способности и дает глубину понимания, которую невозможно получить другим способом». Тем не менее, не желая отставать от жизни, Tuck School of Business собирается открывать программы обучения в нерабочее время, возможно, в Нью-Йорке или Бостоне, поближе к работодателям. Данос предсказывает: «Каждая солидная программа MBA в ближайшие 10 лет изобретет альтернативный способ преподавания».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+