Статистика продажи бизнеса: рестораны неактуальны — требуются производственные проекты
Бизнес становится ходовым товаром. По оценке консультационной компании «Магазин готового бизнеса» (МГБ), в 2004 году через профессиональных брокеров было выставлено на продажу около 5000 мелких и средних фирм. Это почти вдвое больше, чем годом раньше. О росте рынка говорит и увеличение числа самих брокеров. Первая компания, взявшаяся оказывать юридические и посреднические услуги при продаже действующих предприятий и фирм, появилась в России в 1997 году. Сейчас их около 40, всем хватает работы, и они даже собираются объединиться в профессиональную ассоциацию.
Экономика становится старше, в ней просто появляется больше компаний, поэтому постепенно растет и рынок их купли-продажи, считает гендиректор МГБ Вадим Самсонов. Но это не единственная причина. Как подмечает Самсонов, многие из предпринимателей, которые затевали бизнес в начале и середине 1990-х уже вполне зрелыми людьми, сейчас готовятся отойти от дел и продают свои предприятия.
Итак, что есть в продаже? Лидерство по числу предложений в последние два года удерживают маленькие торговые компании. Большей частью это небольшие магазины и торговые точки, однако постепенно увеличивается предложение торговых сетей, супермаркетов и оптовых фирм. Рост предложения небольших сетевых структур (сетей аптек, салонов связи и т. д.) отмечают и специалисты инвесткомпании «Финам». Глава направления «Бизнес-брокеридж» «Финама» Михаил Кузнецов объясняет это так. Крупные сети того же профиля (с оборотом $100 млн и более) бьются за увеличение своей доли на рынке (см. статьи о «Евросети» и «Тандере»). Видя это, владельцы небольших фирм понимают, что именно сейчас могут выручить за свой бизнес максимальные деньги, и охотно выставляют его на продажу.
На втором после торговли месте — предприятия сферы услуг, среди них лидируют туристические агентства, утверждают специалисты МГБ. Сравнялись спрос и предложение на автосервисы, которые еще несколько лет назад были в большом дефиците.
Во второй половине прошлого года резко вырос спрос на салоны красоты. А вот рестораны и кафе, за которыми пару лет назад покупатели просто гонялись, теперь продать нелегко: этот бизнес требует очень профессионального управления, да и прибыльность общественного питания упала. В ближайшем будущем, прогнозирует Самсонов, в лидеры спроса выйдут небольшие производственные компании: они дороже, чем сервисные и торговые компании, зато приносят более стабильный доход.