Финансовый консультант поможет вам разобраться в зарубежных инвестициях. Если вы научитесь разбираться в консультантах
Кто грамотно составит для частного инвестора портфель инвестиций, поможет ему скопить на достойную старость и передать свои капиталы по наследству? Общее название профессии людей, которые этим занимаются, — финансовый консультант. На деле же консультанты могут быть и частным образом практикующими специалистами, которые работают за гонорар (как адвокаты), и достаточно крупными партнерствами, работающими по всему миру.
Консалтинговые отделы или даже целые компании есть у всех крупных западных инвестиционных банков и банковских групп. Их сотрудники — так же как и независимые финансовые консультанты — подбирают для клиента инвестиционный портфель, ориентируясь на его финансовое и семейное положение, склонность к риску и т.д. Естественно, банковские консультанты посоветуют купить в первую очередь фонды и продукты своего банка, что не всегда оправданно.
Почему люди все же обращаются к консультантам при крупных финансовых домах? Им нравится, что консультант работает под крышей респектабельного банка: его по крайней мере интервьюировали перед тем, как взять на работу. А независимые частные консультанты обычно работают либо самостоятельно, либо объединяются в небольшие партнерства, имена которых мало что говорят обывателям. Выбрать независимого консультанта — искусство, которое имеет смысл освоить: это окупится.
Задумайтесь вот над чем: если, например, консультант UBS посоветует вам купить паи фонда японских акций, он предложит вам в первую очередь фонд из коллекции UBS. Насколько оправданна его рекомендация — оценить очень сложно. А когда инструментов в портфеле инвестора полтора-два десятка, то практически невозможно: на самостоятельный анализ уйдет слишком много времени и сил. Независимому консультанту конфликта интересов избежать проще.
К тому же в отличие от крупного банка, где консультанты часто меняются и каждый раз приходится объяснять свои потребности новому сотруднику, независимые консультанты заинтересованы в долгосрочных отношениях с клиентами. «Я хотел бы, чтобы мой сын обслуживал детей моих клиентов», — говорит независимый консультант Исаак Беккер. Его клиенты — в основном директора средних российских компаний и заводов, в том числе и из регионов. Минимальный размер инвестиций, для которых он составляет портфели, — $100 000, средний — $750 000.
Что русскому хорошо. В последние годы россияне все активнее привлекают консультантов — главным образом для того, чтобы разобраться в сложном мире инвестиций за рубежом. «Сегодня мои российские клиенты инвестируют за рубежом потому, что местный финансовый рынок стал для них слишком тесным. Российская семья из четырех человек может совершенно законно вложить в иностранные ценные бумаги до $600 000 в год», — объясняет Олег Батраченко, независимый финансовый советник штата Нью-Йорк и президент американской компании THOR United. Эта компания начинала с независимого финансового консультирования российских клиентов в середине 1990-х. Теперь у нее есть свой успешный хеджевый фонд, но консультирование по-прежнему составляет существенную часть бизнеса.
Возросшая инвестиционная активность россиян за рубежом побудила заняться частным консультированием и Георгия Пискова, председателя совета директоров «Юниаструм Банка» и управляющего директора лондонской компании Uniastrum Capital. Писков живет и работает в Лондоне. Для консалтинговой работы он специально получил лицензию независимого финансового советника от британского финансового мегарегулятора (Financial Services Authority). Сейчас у него около 20 постоянных клиентов, для которых он решает все вопросы, связанные с личными и семейными финансами. Средний размер инвестиционного портфеля его клиентов —$2–5 млн. В качестве комиссии Писков берет процент от суммы средств под управлением, а за дополнительные услуги — по £300.
Еще одно преимущество работы с консультантом при размещении денег за рубежом — он выступает в роли поручителя перед иностранным банком или инвестиционной компанией. Консультант представляет своего клиента в выгодном свете, рассказывает о его бизнесе, о том, где он заработал инвестируемые деньги. Естественно, сам консультант должен быть уверен в чистоте происхождения его средств. Он, хотя сам и не проверяет происхождение денег (это делает западный банк), дорожит своей репутацией. «Если я, например, написал, что мой клиент заработал капитал на продаже булочек — у него есть хлебозавод, а он в результате проверки оказался торговцем оружия, мне придется сразу же распрощаться с профессией», — говорит Беккер.
Консультант поможет вам вывести деньги и из российского банка. «Я объясняю западной инвестиционной компании, что русский банк требует от моего клиента, прошу их написать письмо определенного содержания. Затем разъясняю русскому банку, что за продукт собирается купить человек. В результате российский банк в соответствии с законодательством переводит необходимую сумму на счет западной инвестиционной компании», — рассказывает Исаак Беккер.
Как они работают. Самое сложное в работе независимого консультанта — правильно сформулировать инвестиционные цели клиента. Для этого нужно быть очень хорошим психологом, поскольку часто люди сами не знают, чего хотят. Консультант должен помочь вам составить финансовый план на всю жизнь. А чтобы подобрать инвестиционный портфель, ему нужно понять, какие расходы и когда вам предстоят. Тогда в нужный момент у вас найдутся деньги и для оплаты обучения ребенка, и для спокойного выхода на пенсию.
Затем консультанту нужно выяснить, как именно вы относитесь к риску. Слова клиента о готовности немного потерять на инвестициях могут не соответствовать действительности — он начнет нервничать или вообще ликвидирует свой портфель, если по итогам года тот сократился. Расстроенный клиент — очень неприятный партнер для консультанта. Негативной информацией о своем советнике русские клиенты, по словам Беккера, поделятся с большой охотой и негативный эффект от этого очень сильный. А вот положительной — практически никогда: «Русские люди стараются быть обособленными в финансовых вопросах. Дантиста своего они с удовольствием посоветуют друзьям, а консультанта — нет».
В целом инвестиционные портфели, составленные независимыми консультантами, по доходности мало отличаются от тех, что составляют их коллеги из частных банков и инвесткомпаний. Обычно советники настраивают своих клиентов на то, что безрисковый портфель позволит зарабатывать немногим больше, чем депозит в западном банке, — 4–5% годовых. Клиенту, готовому к среднему уровню риска, консультант может составить сбалансированный портфель из «голубых фишек», фондов облигаций и продуктов с защитой капитала — здесь ориентируются на 8–10%. Тем, кто готов рискнуть, в портфель включат более доходные продукты, которые могут принести в среднем 15–20% годовых. Но эту доходность, естественно, никто не гарантирует.
Как правило, за свои услуги независимые финансовые советники берут 1–1,5% в год от суммы средств под управлением. Небольшие консультационные бутики предлагают брать процент от прироста стоимости портфеля и фиксированную сумму за обслуживание. Например, компания Беккера FCP (Financial Management) Ltd. берет с клиентов $500 в год за обслуживание и 15% от того прироста, который показал портфель. Если портфель принес убытки или вырос меньше среднего процента по годовым депозитам в западных банках (2,5–3%), то клиент ничего не платит.
Помимо гонорара консультанту, вам придется также платить комиссии компаниям, продукты которых он посоветовал вам купить: такова цена независимых советов. Задача советника — лишь следить за тем, как ведет себя ваш инвестиционный портфель, и вовремя подсказать, какие изменения произвести. Обычно, если на рынке не происходит резких изменений, консультант будет встречаться с вами раз в квартал. Во время встречи он подробно расскажет, как вел себя ваш портфель и какие изменения хорошо было бы внести в его структуру. Он также расскажет о новых продуктах, которые появились на рынке, и о том, как их можно использовать для вашей инвестиционной стратегии. Хорошим тоном считается ежеквартальная встреча в приличном ресторане — за счет консультанта.
Как их выбирать. Имейте в виду: независимые консультанты бывают разными. Есть консультанты, которым клиент ничего не платит за составление портфеля: они получают свои комиссионные от компании, чей продукт покупает их клиент. Такие немногим отличаются от советников при банках и инвесткомпаниях — они заинтересованы продать клиенту то, за что получат больше всего комиссионных. Лучше пользоваться услугами тех консультантов, которым платишь сам.
Лучшими традиционно считаются финансовые советники из Великобритании и США. Там эта индустрия получила наибольшее развитие и очень хорошо регулируется с помощью всевозможных стандартов и сертификатов. Так что если ваш собеседник представился английским консультантом, то эту информацию можно легко проверить на сайте единого финансового регулятора Соединенного Королевства — Financial Services Authority (www.fsa.gov.uk). В разделе «register» перечислены все советники, у которых есть лицензия на финансовое консультирование (Investment Adviser Certificate). Найти консультанта в Великобритании поможет сайт The Personal Finance Society (www.thepfs.org). В его списке — только специалисты самой высокой квалификации с сертификатом Advanced Financial Planning Certificate.
Английские консультанты отличаются еще и тем, что их профессиональная деятельность по закону должна быть обязательно застрахована. Так что если недовольный клиент начнет судиться и докажет, что из-за неверного совета он понес убытки, советник сможет возместить ущерб.
Регистрацию американских советников можно проверить на сайте Комиссии по ценным бумагам (www.adviserinfo.sec.gov). Можно также воспользоваться сайтом Certified Financial Planner Board of Standards (www.cfp.net). Международные консультанты также предпочитают получать сертификат именно в Лондоне. Только регистрирует их не FSA, а Сертифицированный институт страховщиков (The Chartered Insurance Institute, сайт — www.cii.co.uk), который выдает сертификат, называемый Financial Advisers’ International Qualification.
Но наличие всех необходимых лицензий у независимого консультанта — далеко не самое главное. Главное — ваши личные ощущения. Если после разговора у вас возникли хоть какие-то сомнения в профессионализме консультанта, лучше поискать другого. Самый лучший тест: заставьте консультанта рассказать вам об инвестиционных продуктах, которые он предлагает, простым человеческим языком, без иностранных слов и специальных финансовых терминов. Если ничего не получится, лучше с ним не связываться. ƒ