К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Номер один


Мария Шарапова стала знаменитой в одночасье, но слава ее ковалась долгие годы. Как ей продлить срок пребывания на вершине?

Полуденное солнце поливает зноем грунтовый теннисный корт в испанской глубинке. Мальчишки из теннисной академии Equelitetennis тренируют крученые удары и изо всех сил стараются не глазеть на соседний корт, где занимается Мария Шарапова. Высокая (183 см) блондинка в тенниске-безрукавке и облегающих шортах с громкими стонами отрабатывает подачу.

Сегодня Шарапова — самая популярная теннисистка и самая высокооплачиваемая спортсменка в мире. Слава, в одночасье обрушившаяся на Шарапову в июле прошлого года, когда 17-летняя Мария выиграла Уимблдон, ее скорость и мощь, которых вполне достаточно, чтобы сместить с пьедестала вечную «номер один» мирового женского тенниса Линдсей Дэвенпорт, — все это делает Шарапову желанным «рекламным лицом» для Nike, Canon, Colgate-Palmolive, Motorola и многих других брэндов. Осенью появятся духи, названные ее именем. Однако, подписав после победы в Уимблдоне девять рекламных контрактов, Шарапова и ее команда — отец и менеджеры из спортивного агентства IMG — решили пока этим ограничиться.

Нежелание Шараповой быть на виду — вещь довольно рискованная. Век теннисной звезды недолог: в любой момент теннисистка может получить травму и навсегда распрощаться со спортом. А рекламодатели потеряют интерес к звезде, как только очередная дебютантка выиграет крупный турнир. Почему бы не заработать все, что можно, пока ты в форме?! Именно так поступила в свое время Анна Курникова. Однако в команде Шараповой историю Курниковой считают поучительной совсем в ином смысле: талантливая спортсменка так и не сумела реализовать свой потенциал и ни разу не поднималась в мировом рейтинге выше десятого места. «А я играю в теннис не для того, чтобы быть десятой ракеткой мира, — я хочу быть первой, — заявляет Шарапова в интервью Forbes. — Если ты не хочешь стать лучшей в мире, то не стоит даже начинать играть в теннис».

 

Мария родилась в 1987 году в сибирском городе Нягань, и отец Юрий Шарапов, строитель по профессии, вложил ей ракетку в руку, когда она еще только училась ходить. Уже через семь лет  Юрий Шарапов с дочкой покинули Россию, отправившись в американскую «теннисную Мекку» — в Брадентон (Флорида), где находится знаменитая Теннисная академия Ника Боллетьери, вырастившая таких звезд, как Андре Агасси, Моника Селеш и Пит Сампрас. Маме, Елене Шараповой, визу не дали, и семья смогла воссоединиться только два года спустя. Да и сам переезд в Америку начался с неудачи: тренеры сочли Марию слишком маленькой и предложили Шараповым прийти позже.

Два года Шараповы скитались по кортам Флориды. Время от времени Марии удавалось брать уроки тенниса, а отец ухитрялся как-то платить по счетам. «Вы не добьетесь прямого ответа о том, чем они тогда занимались и как жили, ни от отца, ни от дочери, — говорит Макс Айзенбад, главный «куратор» Шараповой в IMG. — Те два года стали для них очень суровым испытанием, и они никогда не забудут, через что им пришлось пройти».

 

Шараповы вновь пришли к Боллетьери в 1995 году, когда Марии исполнилось 9 лет. Она была худенькая, как макаронина, и неуклюжая, но подготовлена намного лучше своих сверстниц. «Она была по-наивному заносчива и высокомерна, требуя для себя привилегий», — вспоминает Боллетьери. Он еще в 1987 году продал свою академию IMG, которая создала там систему подготовки своих будущих клиентов. Девятимесячный курс тренировок и учебы плюс полный пансион обходятся учащемуся в $46 000. Но Шараповой IMG предложила стипендию, покрывающую все расходы, и зачислила ее в группу, где тренировались теннисистки на десять лет старше Марии. «Мое детство прошло без сверстников, — говорит Шарапова. — Я никогда не ходила в детский сад или нормальную школу». Однако тут же добавляет: «Впрочем, трудно грустить и сожалеть о том, чего у тебя на самом деле никогда не было».

В одиннадцатилетнем возрасте Шарапова подписала контракт с IMG. Четыре года спустя она стала самой юной за всю историю участницей финала юниорского турнира Australian Open, а в 2003-м выиграла свой первый взрослый профессиональный турнир в Японии. К этому времени IMG уже вложила в Шарапову около $500 000, не получив большой отдачи. Но мало-помалу Айзенбад начал выводить Шарапову «в свет», договорившись для начала о ее участии в не очень популярном телешоу Late Late Show на канале CBS. Агенты IMG вели переговоры с рекламодателями относительно Шараповой, но заключать контракты не торопились. «Мы тогда думали вовсе не о том, как заработать деньги, — признается Айзенбад. — Мы все понимали, что вскоре произойдет нечто грандиозное, и не хотели связывать себя обязательствами». По расчетам IMG, Марии требовалось еще 3 года, чтобы выиграть один из турниров Большого шлема — к примеру Уимблдон.

Но Шарапова победила в Уимблдоне уже через год. В день ее триумфа многочисленные телекамеры запечатлели, как ликующая девушка дозванивалась маме по мобильному телефону. Директор IMG по маркетингу Алан Цукер, который смотрел финал дома по телевизору, тут же позвонил в Motorola и сказал: «У Шараповой в руках не Motorola, а могла бы быть…» Месяц спустя Шарапова подписала с этой компанией свой первый крупный контракт, который оценивается в $1 млн в год.

 

На следующий день после окончания Уимблдонского турнира Юрий Шарапов вместе с двумя агентами IMG расписали дела Марии на ближайший год, определив даты, когда она могла бы работать на корпоративных спонсоров. Им выделили всего три недели.

Шарапова по-прежнему тренируется по 6 часов в день и месяцами находится в разъездах, практически не оставляя себе времени на личную жизнь. «Это очень непросто, — признается Мария. — Есть много других вещей, которыми я бы хотела заниматься, возможно, я попробовала бы себя в мире моды. Однако пока основной источник моих доходов — теннис, и именно поэтому я так много работаю на корте». Даже некоторые члены ее команды считают, что Шарапова уйдет из большого спорта скорее рано, чем поздно. «Не думаю, что Мария будет играть в теннис, когда ей будет 28», — говорит ее тренер Лансдорп.

А пока ей нужно побеждать в турнирах. По условиям многих контрактов рассчитывать на максимальные гонорары она может только в том случае, если достигнет определенных целей, например, победит еще в одном турнире Большого шлема или займет первое место в мировом рейтинге. За последние несколько месяцев Шарапова стремительно поднялась в рейтинге и сейчас занимает второе место. Но, участвуя недавно в открытом первенстве Франции с незалеченным растяжением связок голеностопа (это ее первая серьезная травма), она не смогла пройти дальше четвертьфинала. Шарапова понимает, что слава и успех могут оказаться скоротечными, и очень осмотрительно тратит деньги. В мае Мария совершила самую крупную в своей жизни покупку, заплатив $2,7 млн за дом площадью 400 кв. м в Брадентоне, где теперь живет с родителями.

«Я знаю, как трудно зарабатывать деньги и как легко их потерять, — говорит Шарапова. — Мне всего 18. Я могу получить травму и… я даже не знаю, что мне тогда делать».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+