К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Не ждали?


Проверки бизнеса участились. Результат — появились компании, которые учат, как себя вести с проверяющими

Если говорят: «лежать», ложитесь», — убеждает аудиторию полковник юстиции Юрий Левеев. — «А если не ляжем?» — раздается голос из зала. — «Могут применить оружие. Ложитесь, даже если внизу грязь, снег».

Тема семинара юридической компании «Современное право», ради которой 30 человек приехали в маленький бизнес-отель в московском районе Фили, деликатная — проверки компаний государственными органами, будь то налоговая инспекция, милиция или прокуратура. Некоторые из слушателей недавно через такие проверки прошли и проводят теперь работу над ошибками, другие хотят быть готовыми к любым неожиданностям. Дополнительные вопросы лектору многие предпочитают задавать в кулуарах, без свидетелей.

Семинары и тренинги, обучающие руководителей, как правильно себя вести во время проверок, начали появляться два-три года назад. Предмет становится одним из стандартных пунктов корпоративного обучения российских компаний наряду с тим-билдингом, техникой переговоров и управлением проектами. Клиенты — от маленькой фирмы по изготовлению пластиковых окон до «Газпрома» и российского подразделения Ernst & Young. Каждый слушатель за вычетом расходов на аренду помещения, ланч и лекторов приносит организаторам $50–60. Кроме того, семинары — отличная возможность для вербовки покупателей консультационных услуг по той же тематике.

 

Почему этому почти не учили раньше? С одной стороны, действия проверяющих, как уверяют юристы, стали «ближе к закону», а значит, это явление легче изучать и использовать знания на практике. С другой — самих проверок стало больше: по данным Экспертного института РСПП, увеличение их числа в прошлом году отметили 32% руководителей компаний. «Для большого бизнеса проверки — обыденное явление. И компании хотят знать, как их встречать», — говорит Кирилл Родченко, руководитель проекта петербургской компании «Просвет», проводящий тренинги в этой области с конца прошлого года.

«Просвет» предлагает, пожалуй, самый длительный курс обучения — пять дней. В отличие от многих коллег по цеху, готовящих к проверкам вообще (органов, имеющих право проверки, больше 100, и детально останавливаться на каждом, по мнению организаторов семинаров, невозможно), в «Просвете» изучают функции каждого из восьми основных ведомств — от налоговой инспекции до комитета по охране окружающей среды — и особенности проводимых ими проверок. С утра руководители учатся (три-четыре «пары» ежедневно), а после занятий ходят по музеям и театрам северной столицы, культурная программа входит в стоимость семинара. Она невысока — 11 740 рублей без расходов на гостиницу (один день в «Современном праве» обойдется в 5950 рублей), так что «Просвету» удается привлечь клиентов не только из родного Санкт-Петербурга, но и из других городов, даже из Москвы. Как правило, приезжие составляют 50% аудитории.

 

Главная задача обучения — понять правила игры. «Как на экзамене — неизвестно, что спросят», — сравнивает Владимир Солодкин, владелец почтовой компании «СПСР-Экспресс». Его фирма впервые столкнулась с проверкой налоговыми органами в прошлом году. И хотя проблем, по словам Солодкина, тогда не возникло, он принял решение на всякий случай «посмотреть, какой опыт в этой области у других». Сначала предприниматель пошел на семинар «Современного права» вместе с финансовым директором. Потом преподаватели пять раз побывали в офисе «СПСР-Экспресс», чтобы прочесть лекции директорам 92 региональных филиалов. В будущем Солодкин планирует регулярно освежать знания сотрудников — ведь в этой сфере постоянно что-то меняется.

Тонкостей действительно много. Но важно соблюдать некоторые общие правила. Скажем, не давать больше документов и информации, чем имеют право потребовать для данного вида проверки. Можно не показывать, к примеру, бухгалтерские документы, потому что по закону «О бухучете» они составляют коммерческую тайну. Если их все же заставили показать, проверяющих затем можно привлечь к статье за нарушение коммерческой тайны. Чтобы иметь возможность это сделать, нужно следовать другому правилу — фиксировать все, что происходит во время проверки. «Всегда имейте под рукой диктофон и фотоаппарат», — настаивает адвокат Вадим Самойлов, читающий лекции в «Современном праве» и Международной юридической академии. Производить запись переговоров и съемку действий проверяющих закон не запрещает, за исключением допросов в рамках уголовного дела (в этом случае решение о том, можно ли включить диктофон или камеру, принимает следователь).

Не менее важна психологическая подготовка. «Просвет» посвящает ей целый день. Профессиональный психолог Михаил Хромов проводит тренинг по собственной методике с использованием имитационной ролевой игры и метода кругового сбора идей. Сначала Хромов просит слушателей представить поведение проверяющего (большинство видят его грубым и неэтичным). Затем — поведение своих наемных сотрудников. Они могут вести себя нагло, растерянно, заискивающе, заторможенно.

 

Все эти варианты должны показать слушателям, как вести себя не следует. Главная причина неправильного поведения — страх. Это первое, что испытывает проверяемый. К тому же у него могут возникнуть подозрения, что речь идет не о плановой проверке, а о заказанной, например, конкурентами. Догадаться сразу, что происходит на самом деле, по мнению специалистов, непросто. Признаками «заказной» проверки могут быть нежелание проверяющих идти на контакт или, как ни странно на первый взгляд, идеально — до запятой — оформленные документы на проверку.

Страх сотрудников проверямой компании сам по себе создает предпосылки для неприятностей. В волнении человек может совершить глупость — например, показать документ, который не следует показывать, или начать сопротивляться физически (чего делать нельзя категорически). Вместо этого рекомендуется успокоиться и прежде всего удостовериться, что пришли именно проверяющие. Если есть подозрения, что проверка заказная или это вообще не проверка, нужно звонить 02 и вызывать наряд милиции. Если же с проверкой пришли не милиционеры, то лучше выяснить номер телефона этой организации по 09 (а не звонить по номеру, который укажут проверяющие) и уточнить, действительно ли выслана проверка.

Кроме того, испуганный вид сотрудников компании раздражает самих проверяющих. «Проверяющие воспринимают это так, как будто их заведомо в чем-то обвиняют. А они ведь тоже люди, наемные работники, которых кто-то послал на проверку», — говорит психолог Хромов. Он подводит участников к мысли, что следует настроиться на то, что «государство нам не враг», создать «атмосферу сотрудничества и всячески помогать проверяющему»: в частности, выделить кабинет для работы и помощника. «Чего мы хотим от проверяющего? Мы хотим, чтобы он побыстрее сделал свои дела и ушел, никого не обидев, и чтобы сотрудники не испытали стресс», — объясняет Хромов.

Любопытная деталь: устроители семинаров в качестве лекторов приглашают не только аудиторов, адвокатов и психологов, но и людей, привыкших действовать по другую сторону баррикад — налоговиков, следователей, судей и др. Закон не запрещает госслужащим заниматься преподавательской деятельностью. По их собственным словам, семинары для них не только возможность заработать (гонорар лектору составляет порядка $100–200 в час). Некоторые озабочены падением профессионализма в органах и считают, что, дав «нормальным коммерсантам» необходимые знания, они помогут сократить случаи «беспредела». «На каждое действие должно быть противодействие», — замечает Сергей Базылин, полковник ФСБ, читающий лекцию об особенностях классификации различных экономических преступлений.

Впрочем, пригласить работников правоохранительных структур на семинар стоит организаторам больших трудов: сотрудники государственных, особенно силовых, ведомств избегают массовую аудиторию. Кроме того, они опасаются встретить потом своего «ученика» на какой-нибудь проверке. Поэтому заполучить такого преподавателя удается только путем долгих переговоров и личных связей, хотя ничего особенного от них не требуется. «Я не прошу их сделать доклад по плану. Я прошу их рассказать о своих буднях, — говорит гендиректор «Современного права» Владлен Лабзенко. — Потому что очень многие директора даже не догадываются, чем проверяющие занимаются, придя к ним в офис».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+