К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кадровый голод


Агентство Дениса Петрова продаст вам любой западный снимок — Эйнштейна, Санта-Клауса или тропического пляжа. Почему ему не удалось создать архив российских фотографий?

Бизнес у агентства «Фотобанк», которое в 1995 году основал предприниматель Денис Петров, на первый взгляд нехитрый. «То, что мы делаем, можно сравнить со сферой IT, — управляем огромными объемами информации», — поясняет Петров. Действительно, есть западные электронные архивы, хранящие миллионы профессионально сделанных фотографий, и есть российские клиенты, которым эти фото нужны. Вся работа: принимать заявки и переправлять файлы заказчику.

Допустим, какому-нибудь журналу — а всего в России издается почти 600 журналов для массового читателя — необходима фотография Альберта Эйнштейна или хроника атаки на башни Всемирного торгового центра. И то и другое в различных вариантах можно найти в мировых электронных архивах. Или другой пример: для рекламного макета требуется фотография бабушки, читающей внучке сказку. В этом случае выгоднее приобрести готовый снимок у фотоагентства, нежели заказывать постановочную съемку, оплачивая труд фотографа, «бабушки» с «внучкой», аренду павильона и т.п.

Всего «на прилавке» Дениса Петрова выставлено 8 млн фотографий от трех десятков западных агентств, в том числе крупнейшего в мире — Getty Images (годовой оборот — $622 млн). Ежедневно «Фотобанк», чей штат насчитывает 55 человек, обрабатывает три сотни заявок. Средняя стоимость фотографии для СМИ — $50. С каждой сделки компания Петрова берет себе от 25% до 40%. В 2004 году оборот «Фотобанка», по данным Forbes, составил около $6 млн — при общем объеме рынка перепродажи западных фотоизображений в $20 млн. И рынок этот растет на 30–40% в год.

 

Можно расслабиться? Денис Петров так не считает. Ему уже не хочется быть просто дилером западных архивов, он стремится наладить массовое производство собственной продукции. Цель: с одной стороны, создать российскую фотоколлекцию и вывести ее на мировой рынок, с другой — предложить российским журналам (на них приходится 60% продаж) и прочим клиентам отечественные снимки, которые часто бывают уместнее зарубежных. Ну и, в конце концов, рентабельность продажи своей продукции выше, чем дилерская маржа. Обычно доли фотографа и всех участвующих в сделке по продаже изображения посредников примерно равны — соответственно при продаже отечественных изображений доля «Фотобанка» составляла бы уже 50%.

Спрос на «русские» лица и сюжеты действительно есть. Взять хотя бы упоминавшийся уже пример с бабушкой и внучкой. В «Фотобанке» или в польском East News (главный конкурент компании Петрова на российском рынке) разведут руками: подобрать западную картинку — нет проблем, но сразу будет видно, что бабушка не наша. «Если это фотография детей или подростков, то трудно отличить, наши они или немецкие. А у взрослых, особенно стариков, разница очень заметна», — говорит Надежда Гаврилова, директор российского филиала East News.

 

Но на пути к воплощению замысла Дениса Петрова возник целый ряд трудностей. Два года назад, когда менеджеры «Фотобанка» начинали продавать российские фотографии, они опасались прежде всего недоверия со стороны фотографов, которые привыкли относиться к агентствам как к конкурентам. Такая проблема действительно есть: неслучайно на сайте агентства East News, которое также собирается работать с российской съемкой, для фотографов будет предусмотрена возможность посмотреть, продался ли их снимок, и даже запретить его продажу, если автор сам нашел покупателя.

Еще одна проблема, по мнению Петрова, заключается в том, что российские фотографы привыкли работать «под заказчика», делая ровно то, о чем их просят. А у самого «Фотобанка» нет ни сил, ни возможности сформулировать задачу, как именно нужно снимать те или иные объекты, — в агентстве считают, что это дело фотографа. В итоге, хотя в базе данных «Фотобанка» значится больше 2000 российских авторов, агентство работает только с 35–40.

Один из них, Александр Сидоров, говорит, что проекту мешают традиции российской фотографии. Как-то раз Сидоров принес каталог Getty Images на заседание творческого союза художников России. «Мы посмотрели и пришли к выводу, что у нас некоторые фотографии были бы восприняты как технический брак», — говорит фотограф. У западных агентств, стиль которых продвигает «Фотобанк», отличный от принятого в России взгляд на стилистику изображений: намеренно нерезкие изображения, неестественный цвет или оптические искажения, из-за чего голова, к примеру, получается с выпяченной челюстью. Считается, что подобные приемы помогают иллюстрировать различные эмоциональные состояния. А многие российские фотохудожники полагают, что все это только уродует снимки.

 

Но главная причина все-таки не творческая. Формирование коллекции собственных фотографий требует финансовых вложений, по меркам агентства весьма значительных и довольно рискованных. Фотографы привыкли получать за день фотосессии по $300–400, причем сразу, а не ждать, пока агентство несколько раз продаст их снимок. Таким образом, риск столкнуться с недостаточно высоким спросом на конкретную фотографию должно брать на себя агентство.

А риск весьма велик, даже когда речь идет о самой востребованной тематике. Например, российским агентствам катастрофически не хватает фотографий на тему Пасхи, Масленицы и Нового года (в базах данных огромное количество Санта-Клаусов и ни одного Деда Мороза). В «Фотобанке» поставили задачу перед фотографами: нужны крашеные яйца, куличи, православные церкви и т.п. Результат получился скромным: за один сезон удалось продать всего 60 российских фотографий на пасхальную тему (из снятых 120), притом что ежемесячно агентство продает 10 000 картинок.

Сейчас в архиве «Фотобанка» лишь 1500 снимков российских авторов — менее 0,02% всего доступного архива. Денис Петров, еще два года назад с энтузиазмом говоривший о российских фото, теперь вздыхает: «В коммерческой фотографии на идее «покупайте отечественное» далеко не уедешь». Судя по его словам, дело пойдет на лад, когда у российских фотографов станет хуже с заказами. «Сейчас они создают то, что у них покупают, и не способны меняться», — говорит Петров. А до тех пор «Фотобанк», как и раньше, будет просто наращивать коллекцию западных фотографий.        ƒ

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+