Не удивляйтесь: ваши товары неожиданно могут перестать соответствовать нормам безопасности
Вы производите мебель с пожароустойчивым покрытием, но она плохо раскупается? Не беда. Примите участие в создании нового общероссийского стандарта по безопасной эксплуатации нежилых помещений и впишите в него, что все офисы должны оснащаться только пожароустойчивыми столами и стульями. Когда новый стандарт вступит в силу, владельцам контор придется обратить внимание на вашу продукцию. Иначе у них возникнут проблемы с пожарной инспекцией.
Привлечение частных фирм к созданию новых стандартов безопасности допускается законом «О техническом регулировании». Но хотя с момента принятия этого закона прошло уже два с половиной года, о нем мало кто знает: большинство предпринимателей даже не подозревают, что стандарты, которым должна соответствовать их продукция, сейчас активно переписываются.
По закону «О техническом регулировании» в 2010 году на смену старым советским ГОСТам и другим правилам придут технические регламенты и национальные стандарты. Именно их сейчас и разрабатывают. В регламентах, обязательных для исполнения, будут сведены требования по безопасности химических производств, оборудования, лекарственных средств, продуктов питания, электростанций и многого другого. А национальные стандарты будут описывать технологии производства (следовать им или нет — личное дело каждого).
Чем не устраивает нынешняя ситуация правительство? В первую очередь запутанностью и бессистемностью. Сейчас в России более 25 000 стандартов. ГОСТы, например, — это свод тесно переплетенных между собой правил. ГОСТ на безопасность компьютеров содержит 65 ссылок на другие ГОСТы. А еще есть около тысячи строительных норм и правил, санитарные нормы, разнообразные инструкции, отраслевые стандарты и технические условия. По подсчетам Национального института технического регулирования (НИТР), в одной лишь Москве соблюдение норм контролируют около 150 надзорных организаций. Одним словом, просеять и унифицировать эти правила давно пора.
По словам одного из инициаторов реформы Александра Рубцова, заместителя руководителя экономической рабочей группы при администрации президента (и директора НИТР), общее число регламентов в итоге будет не таким большим — около 500. Из них около 100 будет разработано за счет бюджета, на каждый документ государство потратит примерно 2,5 млн рублей.
Сейчас процесс выглядит так. Инициативная группа готовит регламент. Закон дает два месяца на публичное его обсуждение, что на деле сводится к размещению уведомления о начале и окончании работ над проектом регламента на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (www.gost.ru). Затем проект можно отдать на обсуждение созданных при Минпромэнерго (оно курирует реформу) рабочих групп, а можно сразу нести его в Государственную думу.
На стадии обсуждения находится 81 проект регламентов, ни один пока не принят. Но уже видно, что между разными регламентами возникают противоречия.
Производитель соков и молочных продуктов «Вимм-Билль-Данн» расходится с Масложировым союзом в толковании понятия «спред» (это продукт на основе растительных жиров для бутербродов). Логика ВБД понятна: он производит масло и не хочет, чтобы потребитель путал более дешевую продукцию растительного происхождения со сливочным маслом.
Некоторые компании бросились разрабатывать узкоспециальные регламенты — так появился проект закона «О безопасности зажигалок».
Свой интерес у изобретателей — обладателей разного рода патентов. У них появилась возможность навязать производителям свои технические решения. «В одном из проектов по экологической безопасности странным образом продвигалось одно из грузозахватных приспособлений», — приводит пример заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев.
Есть ли шансы, что вся эта работа приведет к созданию системы нормативов, которая достойно похоронит ГОСТы? Пока не похоже. Но и не участвовать в этом процессе компаниям нельзя — иначе в один прекрасный момент придется подстраиваться под придуманные конкурентами правила. ƒ