Компании, занимающиеся извозом, набрали вес. Следствие: они начали передел рынка
Одно из самых рискованных занятий в Москве, по мнению зарубежных туристов и бизнесменов, — это передвижение по городу на разбитом такси или, что еще хуже, «поймать chastnik». Отсутствие нормальной службы такси в аэропортах и на дорогах раздражает и москвичей, не говоря уже о том, что эта сфера бизнеса всегда служила источником дохода криминальных структур, которые контролируют привокзальные площади. В июле 2004-го рядом с Курским вокзалом сотня частников напала на 15 легальных таксистов, пытавшихся перехватить пассажиров. Соотношение сил в той драке примерно соответствует распределению долей рынка между официальными таксомоторными компаниями и водителями, промышляющими извозом. А общая годовая выручка водителей, регулярно оказывающих услуги такси (легально и нелегально), составляет, по оценкам, $1,2 млрд.
Такие деньги не могли долго оставаться без хозяина: четыре года назад в Москве начали стремительно расти новые коммерческие службы такси (см. таблицу). Они возникали, как правило, на базе крупных дилерских компаний или были связаны родственными узами с автозаводами. Если на 2002 год в городе насчитывалось 1000–1500 легальных такси, сейчас их уже около 5000.
Теперь начинает работать закон рынка: чем крупнее игрок, тем легче ему диктовать свои правила. В апреле 2005-го Юрий Лужков подписал постановление, пролоббированное Гильдией добросовестных перевозчиков (ее участники «Элекс-Полюс» и «Стиль-авто»). Согласно документу, до 1 августа в местах наибольшего скопления пассажиров будет организовано 10 стоянок такси.
Компании также ищут подходы к администрации аэропортов. В декабре прошлого года была открыта парковочная линия на 30 автомобилей компании «Москэб» в наиболее доходном для таксистов — а следовательно, притягивающем внимание криминала — аэропорту «Шереметьево-2». (В январе коммерческий директор «Москэба» Феликс Нейман был застрелен.)
С 1 февраля «Ист Лайн», оператор аэропорта «Домодедово», установил для трех компаний стойку оформления заказов прямо в таможенной зоне — таксисты теперь перехватывают клиентов до того, как те попадут в руки назойливым частникам, оккупировавшим зал прилета. Первыми места в «Домодедово» заняли компании «МВ-Моторс» и «Гема». Обе выросли из автодилерских фирм, «Гема» также крупный грузовой перевозчик. А с 14 марта к ним присоединилась и «Москэб». Представители «Ист Лайна» говорят, что «Москэб» стала официальным перевозчиком в результате тендера, о котором были извещены все заинтересованные компании. «Если бы это был открытый и прозрачный конкурс, мы бы в нем обязательно участвовали», — не соглашается Вадим Гоппа, директор по маркетингу и продажам «Новой транспортной компании» («Новое желтое такси»).
По информации Forbes, у «Москэба» было соглашение с компанией «Гема»: в обмен на место в южном аэропорту она рассчитывает присоединиться к «Москэбу» в «Шереметьево». В «Геме» подобное соглашение отрицают. Михаил Василенко, коммерческий директор ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ), говорит, что переговоры о начале работы такси «Гемы» в аэропорту действительно ведутся.
А что же с частными извозчиками? «Они приходят устраиваться к нам, — говорит Валерий Черенков, заместитель генерального директора компании «Дон-Авто» («Такси 956»). — Мы от них не отказываемся».