Иностранцы раскупают российские компании. Возможно, скоро мы станем свидетелями новых масштабных сделок
За пять месяцев 2005 года объявлено о большем числе сделок по покупке акций российских компаний иностранцами, чем за весь предыдущий год, который запомнился продажей госпакета ЛУКОЙЛа (7,6%) американской ConocoPhillips за $2 млрд и намерением французской Total купить четверть «Новатэк» за $800 млн — 1 млрд. В минувшем феврале АФК «Система» выручила $1,5 млрд, разместив 16,5% своих акций на Лондонской бирже. В марте Coca-Cola за $500 млн купила компанию «Мултон», второго в России производителя соков. В апреле европейская торговая сеть Dixons подписала опцион на приобретение сети магазинов электроники «Эльдорадо» за $1,9 млрд. В мае сеть универсамов «Пятерочка» продала 30% акций западным инвесторам почти за $598 млн. В самое ближайшее время (конец мая — начало июня) собирается выйти на биржу «Евразхолдинг».
Мотивы всех сделок схожие: российским компаниям нужны масштабные инвестиции на развитие и авторитетные иностранные партнеры. Кто следующий в очереди?
Например, пермский «Уралкалий», крупнейший в России производитель калийных удобрений. Доля «Уралкалия» на мировом рынке — около 11%, годовая выручка — 11,6 млрд рублей (по российской отчетности). Около 75% акций компании владеет бизнесмен Дмитрий Рыболовлев, проживающий в Швейцарии. Момент для продажи «Уралкалия» подходящий: мировые цены на калийные удобрения находятся на пике. «Мы стали интересны инвесторам, — признает вице-президент «Уралкалия» Дмитрий Чечкин. — Весь рынок знает, что мы наращиваем объемы производства и начали самостоятельно продавать калийную соль на мировых рынках» (через швейцарскую «дочку» Uralkali Trading. — Forbes).
За 2004 год компания Рыболовлева увеличила производство на 30%. Согласно инвестиционной программе «Уралкалия», за ближайшие 10 лет объемы производства планируется удвоить. На это необходимо $2,5 млрд. По словам источника, хорошо осведомленного в делах предприятия, компания уже готовится к продаже. Косвенное тому подтверждение: «Уралкалий» упорядочивает корпоративную структуру. В частности, в конце прошлого года компания договорилась о консолидации 100% акций портового терминала в Петербурге. О том, что в «Уралкалий» может прийти стратегический инвестор, свидетельствует резкий рост капитализации компании. Стоимость «Уралкалия» в РТС, еще в сентябре прошлого года составлявшая $566 млн, к весне выросла до $1,2 млрд.
Кому достанется калийный гигант? Источник Forbes говорит, что «Уралкалий» ведет переговоры о продаже 25% своих акций международной корпорации BHP Billiton (штаб-квартира этой компании с оборотом около $25 млрд находится в австралийском Мельбурне) с опционом на продажу еще 25% по итогам 2005 года. Называется даже сумма предполагаемой сделки — до $1,7 млрд.
BHP Billiton добывает почти все, что можно выкопать из земли: никель, медь, глинозем, алюминий, железную руду, уголь и даже нефть (калийную соль, правда, пока не добывала). Кроме того, это один из крупнейших в мире алмазодобытчиков, а «Уралкалий» получил право разработки крупных алмазоносных участков в Пермской области. Представитель BHP не подтвердил, но и не опроверг информацию о возможной сделке. В «Уралкалии» сказали лишь, что делегация специалистов BHP приезжала к ним в марте–апреле 2005 года и «знакомилась с деятельностью предприятия».
Еще одна компания на выданье — «Сибнефть». Бизнесмен, хорошо знающий владельца «Сибнефти» Романа Абрамовича, рассказал Forbes, что тот близок к заключению сделки с англо-голландским нефтяным концерном Royal Dutch/Shell. (Стороны комментировать эту информацию отказались.)
Момент для продажи «Сибнефти» также подходящий, несмотря на не вполне ясную судьбу крупного пакета ее акций. Напомним, что после «развода» с ЮКОСом 57,5% акций «Сибнефти» вернулись ее совладельцам, а 34,5% арестованы по искам Федеральной налоговой службы и Генпрокуратуры. Известно, что Абрамович давно задумывался о продаже «Сибнефти» и еще в 2002 году вел переговоры с ведущими иностранными нефтяными компаниями, включая ту же Shell, пока не возник план слияния с ЮКОСом. Сейчас ситуация вернулась на круги своя, за исключением того, что Кремль вряд ли одобрит прямую продажу крупного пакета иностранцам. Но возможна схема, устраивающая всех.
«Сибнефть» интересна «Газпрому». Консультант газового монополиста, Dresdner Kleinwort Wasserstein, еще в прошлом году посоветовал ему объединить под своим крылом «Юганскнефтегаз», «Сургутнефтегаз» и «Сибнефть». Проблема в том, что у «Газпрома» сейчас достаточно сложное финансовое положение и на такое крупное приобретение (капитализация «Сибнефти» превышает $14 млрд) просто нет денег.
Источник Forbes изложил следующий сценарий. Используя политические связи, Абрамович добьется высвобождения 34,5% акций «Сибнефти» из-под ареста и продаст этот пакет — не исключено, что вместе с остальными 57,5%, — Royal Dutch/Shell. Та в свою очередь внесет акции «Сибнефти» в уставной капитал СП с «Газпромом», а газовый монополист передаст в СП доли в своих перспективных проектах, например в Штокманском месторождении. Получится вторая ТНК-BP.
Интересы государства в такой схеме соблюдены. «Газпром» получает необходимые инвестиции, а Shell — доступ к российским недрам, но под присмотром госкомпании. А Абрамович, как всегда, остается при деньгах.