К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Золотой ковш


Считается, что в России добыча сырья выгоднее машиностроения. Михаил Болотин научился зарабатывать на производстве тракторов: он продает их тем, кто добывает сырье

Ночь прорезают прожектора. Pink Floyd из мощных динамиков перекрывает рев тракторного дизеля. Ярко-желтый бульдозер катит по бетону метровый надувной мяч. Проходит по флангу и отдает пас погрузчику на больших колесах. Тот подхватывает мяч ковшом, высоко поднимает его и устремляется к кольцу, закрепленному на стреле трактора-трубоукладчика. Под аплодисменты трибун погрузчик, как заправский баскетболист, забрасывает двухочковый.

Баскетбол кончился — начинается балет. Шесть тракторов в такт танцуют под музыку, бульдозеры забивают ковшами гвозди, а трубоукладчик, способный поднять конструкцию весом в 30 тонн, обносит гостей шампанским на подносе. Самый сложный трюк достается сорокатонному трактору со стальным «когтем», способным ломать скальную породу. Позади него ставят рюмку, в нее кладут яйцо. Быстрое движение — и коготь протыкает яйцо, не повредив рюмку. Гости в восторге.

Трактор-шоу в столице Чувашии Чебоксарах проходит уже в четвертый раз: концерн «Тракторные заводы» демонстрирует свою продукцию заказчикам. На трибунах гости из российских сырьевых компаний, из Индии, ОАЭ, Ирана, присутствует даже посол ЮАР. Среди публики почти не заметен неулыбчивый и небритый человек в очках и скромной водолазке. Знакомьтесь: Михаил Болотин, президент и основной владелец «Тракторных заводов».

 

Идею трактор-шоу Болотин позаимствовал у американской Caterpillar и японской Komatsu — мировых лидеров по выпуску промышленной техники с оборотом $30 млрд и $13 млрд соответственно. «Тракторные заводы» на их фоне карлик: в прошлом году концерн заработал $610 млн выручки. Но в СНГ и еще на нескольких развивающихся рынках «Тракторные заводы» успешно конкурируют с гигантами. Коллеги Болотина шутят: мол, возомнил себя основателем «русского Caterpillar», даже дизайн и цвет тракторов копирует у американцев. «Просто существуют международные стандарты, какой гаммы цветов должна быть дорожно-строительная техника, — объясняет Болотин в интервью Forbes. — А трактор-шоу действительно не мы первые придумали».

ПАРТНЕР «НОРНИКЕЛЯ».


На выбор Болотиным бизнеса повлияла наследственность. Его отец, правда, тракторы не делал — он строил тракторные заводы. Михаил родился во Владимире, рядом с Владимирским тракторным заводом, детство провел в Казахстане, где строился Павлодарский тракторный. Потом семья переехала на Волгу: до конца 1980-х Григорий Моисеевич Болотин работал заместителем гендиректора по капстроительству на Чебоксарском тракторном («Промтракторе»). Сейчас «Промтрактор» — центр империи Болотина-младшего.

 

Окончив Московский химико-технологический институт (МХТИ) по специальности «технологии редких и радиоактивных элементов», в 1986 году Михаил Болотин оказался на Чернобыльской АЭС — участвовал в расследовании причин аварии. Дальше были аспирантура и работа в Свердловском райкоме комсомола Москвы. В том же райкоме работали тогда будущие совладелец ЮКОСа Михаил Ходорковский и основатель компании по торговле предметами роскоши Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович.

В 1989 году начали создаваться молодежно-студенческие центры и центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), большинство из которых вскоре занялось бизнесом. Ходорковский основал при Фрунзенском райкоме ВЛКСМ центр со ставшим позже знаменитым названием «Менатеп» (Межотраслевые и научно-технические программы), а Болотин при МХТИ — центр «МОСТ» («Молодежно-студенческий»). Центр превратился в малое предприятие, затем в ЗАО «Мост». «У Гусинского была торговая марка MOST — через S, a у нас — «МОСТ», — объясняет Болотин. Головная компания его группы до сих пор носит это название.

Первые три года МОСТ работал по прямому профилю — вел научные исследования по сторонним заказам. Но на науке много не заработаешь, и уже с 1992 года МОСТ начал торговать химическими реагентами и цветными металлами. Среди его тогдашних контрагентов — «Норильский никель», «Джезказганцветмет» и другие крупные добывающие предприятия. Прибыль от торговли металлами в начале 1990-х была очень высокой, вспоминает он. Будущий тракторостроитель тогда и заработал свой начальный капитал.

 

Но торговцев металлом становилось все больше и прибыли падали, а после приватизации «Норникель» стал избавляться от посредников. Тогда на смену металлам пришли кондиционеры: учрежденная «Мостом» компания «Ипроком» первой познакомила россиян с климатической техникой Mitsubishi. Еще одним проектом стала сеть из пяти универсамов «Гулливер». Но денег на ее быстрое развитие не было, и Болотин распродал магазины поштучно.

В 1995 году разразился первый крупный российский банковский кризис. Болотин, по его словам, понял тогда, что в торговле деньги слишком уязвимы, и решил податься в промышленность. «В машиностроении я решил заняться чем-то, о чем имел хоть какое-то представление» — так Болотин объясняет покупку обанкротившегося Чебоксарского завода тракторных двигателей. «Мост» приобрел его в 1996 году и обкатал на нем технологию антикризисного управления, затем начал скупку акций «Промтрактора», на тот момент убыточного, и к 2000 году собрал контрольный пакет. На завод пришла команда молодых управленцев во главе с Семеном Млодиком, физиком, ставшим банкиром, — он возглавил завод в 34 года. «Они стали ставить английские двигатели, улучшать ходовую, брать технику на сервисное обслуживание, — говорит начальник управления закупок Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Максим Некрасов. — При этом чебоксарская техника в эксплуатации дешевле, чем у конкурентов».

Окрыленный успехом, Болотин начал покупать тракторные заводы один за другим. В 2002 году у американского предпринимателя Леонарда Блаватника был куплен Владимирский тракторный завод, затем к нему добавились Липецкий и Онежский заводы (первый выпускает тракторы для сельского хозяйства, второй — для лесной отрасли) и Чебоксарский агрегатный (тракторные запчасти). По словам Болотина, первые заводы обошлись ему примерно по $10 млн каждый. Он покупал их на деньги, заработанные торговлей, потом в ход пошли кредиты, которые гасил уже ставший прибыльным «Промтрактор».

ПОКУПАЕМ ВСЕ.


Теперь предприятия Болотина (у некоторых заводов он не единственный владелец) объединены в концерн «Тракторные заводы». Объединение неформальное: заводы принадлежат различным фирмам, подконтрольным Болотину. Но зачем было создавать концерн? Ведь по-настоящему прибыльных предприятий у Болотина только два — Чебоксарский агрегатный и «Промтрактор». В соответствии с названием последний выпускает промышленные тракторы — те, что роют угольные и алмазные карьеры, обустраивают нефтяные месторождения, прокладывают трубопроводы. Сырьевые корпорации вполне способны покупать тяжелую технику по $300 000 за штуку (аналог от Caterpillar стоит $500 000), а агрегатный завод делает запчасти чуть ли не для всех тракторов, выпускающихся на территории бывшего СССР, так что спрос обеспечен.

А вот Владимирский и Липецкий заводы убыточны: они выпускают технику для сельского хозяйства, куда менее платежеспособной отрасли, чем сырьевая. На рынке давно ждут подъема сельхозмашиностроения, ведь все 1990-е годы крестьяне не обновляли технику, объясняет глава отраслевой ассоциации «Союзагромаш» Евгений Корчевой. Подъем этот никак не начнется, но Болотин готов терпеть убытки: он считает, что создал хороший задел на будущее. Кроме того, любой тракторный завод — гарантированный заказчик для его предприятий по производству агрегатов.

 

В нынешнем году «Тракторные заводы» ожидают $800 млн выручки. А Болотин готов к новым покупкам. В сентябре он вел с группой «Промышленные инвесторы», владеющей «Агромашхолдингом», переговоры о покупке военного производства Волгоградского тракторного завода (помимо гусеничных тракторов, он делает боевые машины десанта, БМД). Если сделка состоится, можно будет говорить о появлении у «Тракторных заводов» еще одной линейки продукции — военной. Один производитель бронетехники у Болотина уже есть: весной он за $43 млн купил у газохимического холдинга «Сибур» 51% акций «Курганмашзавода», крупного производителя боевых машин пехоты (БМП).

Зачем «Тракторным заводам» военная техника? «Государственный оборонный заказ растет, сейчас приоритет отдается силам ядерного сдерживания, со временем дело может дойти и до масштабных закупок легкой бронетехники», — не исключает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Менеджеры Болотина объясняют все более прозаично. «Промтрактор» через три года может исчерпать мощности, признается Млодик. А отлично оснащенный «Курганмашзавод» недозагружен и мог бы всерьез заняться «гражданской» техникой.

Болотин называет свою стратегию по-западному — создание full line, то есть полной линейки машиностроительной продукции. «Мы должны выпускать тракторы от 10 лошадиных сил до 800 и всевозможного назначения», — настаивает он. Этого требует работа на сжавшемся рынке. СССР поставлял тракторы в страны Варшавского договора и еще в 10–15 стран «третьего мира». «Промтрактор» в этом году выпустит 630 тракторов десяти модификаций, а в советские времена выпускал по 1500 одинаковых, из них половину на экспорт. У Владимирского завода за рубеж уходило и вовсе 90% продукции. Теперь же, чтобы загрузить производство, необходимо выпускать не одну-две модели тракторов, а десятки, максимально подстраиваясь под пожелания клиентов, особенно иностранных. Млодик рассказывает, что для победы в одном из тендеров в Индии «Промтрактор» согласился внести в свою машину больше 400 конструктивных изменений.

Чего еще не хватает Болотину для полного комплекта? «Экскаваторов, небольших погрузчиков и комбайнов. Если дополнить ими линейку, мы приблизимся к Caterpillar», — говорит Болотин. Но в России серьезную конкуренцию продукции «Тракторных заводов» составляет не только новая, но и подержанная импортная техника. Поэтому Болотин лоббирует введение на нее заградительных пошлин, а сам тем временем предлагает покупателям программу trade in — можно сдать «чужой» старый трактор в обмен на новый чебоксарский с доплатой. Эту услугу рекламируют с помощью комиксов, на которых Василий Иваныч (Чебоксары — родина Чапаева) вместе с Петькой обмозговывают, что делать со старым броневичком, и в итоге решают поменять его на новый трактор.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+