К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ведите себя приличнo


Московские бизнесмены стесняются учиться хорошим манерам у Гиланы Михайловой. Но у нее и без них клиентов хватает

Партнер из Латинской Америки прислал вам визитную карточку, перечеркнутую по диагонали — как это понимать? На деловом обеде вам подали суп-пюре в чашке с ручкой — как это есть? Вы пришли на прием к руководителю в назначенный час — кабинет открыт, но начальника нет. Как быть?

Специалист по связям с общественностью Гилана Михайлова и сама не знала бы ответы на все эти вопросы, если бы не дотошные клиенты. «Регулярно случались такие истории: звонит среди ночи какой-нибудь депутат в недоумении, какой галстук или носки надеть на деловую встречу». К 2002 году ночные звонки надоели. Михайлова окончила курсы по этикету при Дипломатической академии МИД РФ и основала компанию «Деловой протокол».

Стартовый капитал, помещение и оргтехнику предоставил соучредитель, московское PR-агентство «Михайлов и партнеры». Читать лекции «студентам» согласились протоколисты-практики — бывшие работники посольств России за рубежом, а также руководитель протокола первого президента РФ Владимир Шевченко. «Надо было поддержать компанию, они делают нужное дело», — говорит Шевченко.

 

Труднее оказалось найти клиентов. Столичные бизнесмены уверены в себе. «Мы люди крайне циничные, не любим никаких церемониалов. На встречах стараемся сразу переходить к сути», — говорит глава компании «Евросеть» Евгений Чичваркин. «Я предпочитаю у старших товарищей учиться, как себя вести», — вторит ему гендиректор сети «Кофе Хауз» Владислав Дудаков.

Гилана Михайлова здраво рассудила, что клиентов нужно искать в провинции. «В Москве мало кто признается, что плохо воспитан, хотя проколы встречаются повсюду: приходит человек в ресторан и закладывает салфетку за воротник. В регионах же задачу ставят четко — нам, говорят, нужно научиться кушать, мы не знаем, как пользоваться ложками-вилками, когда их 12‑штук», — рассказывает Михайлова.

 

На первый семинар под названием «Деловой протокол организаций» удалось собрать около 40 слушателей — работников ЛУКОЙЛа, ЮКОСа, «Татнефти», Нижнетагильского и Магнитогорского металлургических комбинатов. В‑программу обучения включили всего понемногу — от того, как рассадить участников переговоров (с учетом пола, должности, страны проживания) или подать руку при встрече, до того, стоит ли надевать подтяжки и ремень одновременно. К слову, у мусульман рукопожатия не приняты, а в Европе первым подает руку старший по статусу.

Премьера принесла более $20‑000. Сейчас компания проводит до трех десятков учебных мероприятий в год. Плата за вход на трехдневный семинар от $550 до $670, 70% слушателей — работники региональных компаний.

Пользуясь поддержкой Владимира Шевченко, «Деловой протокол» раз в год знакомит своих клиентов с жизнью Кремля — в залах Большого Кремлевского дворца слушателям рассказывают, как послы вручают верительные грамоты, как проводят переговоры с главами других государств, как супруги президентов пьют чай, пока их мужья спорят о геополитике и т.д.

 

Кроме того, «Деловой протокол» дает экстренные разовые консультации. Последний случай такого рода — администрация одного из сибирских городов обратилась с просьбой разыскать флаг и гимн княжества Лихтенштейн накануне визита делегации. «Клиенты были в растерянности. Не знали, где можно это взять. Мы обратились в Геральдический совет и МИД России и получили запись гимна и образец флага», — рассказывает Гилана Михайлова. Есть в арсенале «Делового протокола» и такая услуга, как краткая справка о правилах поведения в той или иной стране. Собираясь, скажем, с визитом к потенциальным партнерам в Китай, можно за $250 заказать краткую справку о том, как правильно себя там вести. «С китайцами, например, в отличие от японцев, во время переговоров лучше не шутить. Их представление о юморе сильно отличается от нашего», — замечает Гилана Михайлова.

В прошлом году выручка «Делового протокола» достигла $150‑000, чистая прибыль (по данным компании) — $38‑000. Коллег Гиланы Михайловой немного удивляет ее специализация. «Людям больше нужны практические знания — как продавать, как открывать новый бизнес», — говорит директор по маркетингу консалтинговой ARK Business Group Сергей Сидоренко. Михайлова только пожимает плечами: «Не вижу смысла выходить за пределы этой ниши. Если в 2003 году у нашей компании были заказы от 20 компаний, то в 2004 году уже от 70».

Иными словами, желающих получить ответ на вопрос, что означает перечеркнутая по диагонали визитная карточка партнера из Латинской Америки, все больше. Кстати, ответ прост: партнер просит, чтобы вы не передавали его визитку другим людям.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+