Если еду называть лекарством запрещают, можно лекарство назвать едой
Человечество изобрело массу способов поддерживать здоровье, не прибегая к таблеткам и инъекциям. Хворых лечат с помощью заклинаний и боя в бубен, полудрагоценных камней и люстры Чижевского; в ход идет даже поглаживание специально натренированных кошек. Доктор медицинских наук, гендиректор компании «Леовит нутрио» Татьяна Пилат дополняет список: укрепить здоровье можно с помощью киселей и супчиков.
Пилат вообще изобретательна. И энергична: в 30 лет защитила докторскую («Процессы патологического минералообразования в полости рта»), вскоре бросила науку и занялась — вместе с мужем — производством оборудования для очистки воды. В 1995 году у семейного бизнеса появилось еще одно, не менее перспективное направление — выпуск мини-заводов для производства спирта. Спрос был огромным, но бум продлился два года, а потом сошел на нет.
Впрочем, Татьяна Пилат была готова к такому повороту: «Я вегетарианка, 25‑лет не ем мяса, не пью кофе и изучаю целебные свойства природных веществ. И до сих пор я считаю, что самое эффективное средство лечения — это мумие и растения. Когда возникла необходимость расширить сферу деятельности, я задумалась о выпуске БАДов».
Напомним, биологически активные добавки к пище (БАДы) — вещества природного происхождения, которые нормализуют баланс питательных веществ в организме, способствуют поддержанию здоровья. БАДы не считаются лекарством, что облегчает процесс запуска их в производство — не нужно тратить годы на тестирование продукта и получать десятки разрешений контролирующих органов. Тем не менее внешне добавки похожи на лекарство: это таблетки, порошки или капли.
В 1998 году предпринимательница основала — на этот раз без мужа — фирму «Леовит нутрио» («Я Львовна, отсюда и название») и выпустила на рынок первую партию препарата «Мумивит» в таблетках. «Мумивит», как гласит аннотация, обладает общеукрепляющим, противовоспалительным, легким мочегонным, адаптогенным и прочими полезными действиями.
Ставка была сделана на быстрый захват рынка: продукция должна быть самой дешевой (10–15 рублей), состав — простым («Я всегда старалась брать компоненты, известные народу»), названия — понятными («Антикариес», «Поджелудочные травы», «Алко-нет» или «Давление ПЛЮС»). Уже через год проект окупился и начал приносить прибыль. В каждый последующий год работы выручка компании увеличивалась в полтора раза, сейчас «Леовит нутрио» ежемесячно производит порядка 3–4 млн упаковок БАДов шестидесяти наименований; годовой оборот оценивается в $8–9 млн. Московский завод «Леовита», вначале занимавший всего 70 кв. м площади, теперь располагается на 10 000 кв. м.
Но история на этом не заканчивается. «Когда иностранные партнеры спрашивают меня, как вести бизнес в России, я говорю: это как играть в футбол на палубе корабля, попавшего в шторм», — качает головой Пилат. В прошлом году развитие компании застопорилось. По объему продаж в денежном выражении на московском, самом важном рынке «Леовит» «съехал» на 11-е место, серьезно уступая конкурентам: первые места занимают фирмы «Эвалар» и «Диод». С первого места по объему продаж в натуральном выражении компанию «Леовит нутрио» вытеснила «Фармпро». Дешевизна товара помогла «Леовиту» стать на ноги, но теперь превратилась в препятствие: доходы населения выросли, и покупатели стали обращать больше внимания на дорогую продукцию конкурентов, рассуждая, что, мол, дороже — значит лучше.
Кроме того, бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко начал крестовый поход на производителей БАДов. В марте прошлого года Онищенко официально поручил всем санврачам России усилить контроль за производством и оборотом БАДов и опубликовал в прессе своеобразное открытое письмо, озаглавленное «От еды до беды». «За БАДами тянется шлейф негатива, — писал Онищенко. — За прошлый год мы проверили более 17 000 объектов по производству и торговле БАДами, в 2700 случаях выявили серьезные нарушения. Прежде всего — несоответствие информации, выносимой на этикетку, фактическому предназначению продукта. БАДам приписываются некие чудодейственные лечебные свойства. Назову фирмы, которые тут держат «лидерство»: ООО «ЭКОМОН», ООО «Диод», ОАО «Комфорт плюс», ООО «Леовит нутрио» и другие. Вот почему я специально подчеркиваю, что БАДы — это пищевые продукты, не лекарство».
Что ж, пища так пища, пожимает плечами Татьяна Пилат. В прошлом году «Леовит» приступил к производству лечебно-профилактических киселей и компотов (в порошке), а также обогащенных витаминами продуктов питания быстрого приготовления. «Наши добавки мы перевели в состав диетических продуктов. Они содержат те же компоненты, что и БАДы», — говорит Пилат. Вот, к примеру, кисель «Кожный»: череда, лопух, одуванчик и множество других трав. Две столовые ложки порошка залить кипящей водой, дать настояться 1–2 минуты — и напиток готов. Также в ассортименте: витаминизированные борщ, уха, харчо, щи, рассольник и несколько десятков супов, кетчуп с аскорбинкой, каши. Всего более 100 видов товара. К осени хозяйка «Леовита» выпустит другие полезные продукты. Возможно, это будут вторые блюда и десерты.
Новые конкуренты относятся к инициативе «Леовита» с пониманием. «Производство обогащенных продуктов — хороший способ выделиться и позиционировать себя», — говорит Ольга Шаститко, начальник отдела маркетинга ООО «Сивма. Детское питание». Но некоторых маркетологов обуревают сомнения. «Пищей быстрого приготовления интересуются люди с невысоким достатком. Витаминизированный продукт стоит дороже и, следовательно, отпугнет покупателя», — считает президент исследовательской компании «Экотранс» Юрий Карпов.
Но Татьяна Пилат не склонна доверять маркетинговым исследованиям. К началу 2005 года стремительная дама намерена вывести пищевое производство на прибыльность и поработать над этим проектом еще 10–20 лет. Сил хватит: «Я в день читаю по книжке. В Чили читала лекции по очистке воды. Написала книгу «Биологически активные добавки к пище», толстую — на 700 страниц. Я со строителями разговариваю как строитель, с проектировщиками как проектировщик, с бухгалтерами как бухгалтер. Я могу заменить любую точку в нашей фирме. Всю нашу продукцию разрабатываем вдвоем — я и мой заместитель. У нас уже 300 патентов на наши разработки». Пожалуй, даже если кисели и супчики от «Леовита» не найдут своего покупателя, Пилат без дела не останется: придумает, на чем еще заработать.
БАДы в цифрах
- 5% россиян регулярно принимают витамины и минералы. Для сравнения: в США и Великобритании это делают 60% населения.
- 400 производителей поставляют БАДы на рынок РФ. 75% из них — российские.
- $340 млн объем российского рынка БАДов в 2003 году.
- 4090 наименований БАДов продается в России.
Источники: ЦМИ «Фармэксперт», Консультативный центр РАЕН по биологически активным добавкам, НИИ питания