Фабрика бестселлеров «Эксмо» стала заложником собственной политики
Крупнейшее Российское книгоиздательство «Эксмо» всегда стояло на двух столпах: детективах и любовных романах. Два этих популярных жанра позволили стремительно расти — оборот компании, по данным Forbes, достиг в прошлом году $150 млн. Но теперь основы бизнеса «Эксмо» пошатнулись. Компания впервые в своей истории решила сократить долю «бульварного чтива» и затеяла масштабную реорганизацию.
Взлет «Эксмо» начался в 1997-м. Страна запоем читала тогда книжку о войне, развернувшейся в провинциальном городе между бывшим майором милиции Кореневым и криминальным авторитетом Шаманом. Роман Данила Корецкого «Антикиллер» разошелся феноменальным тиражом — 1 млн экземпляров. Владельцы издательства «Эксмо», выпустившего боевик, поняли, что способны делать бестселлеры.
Генеральный директор компании Олег Новиков и другой ее основатель Андрей Гредасов (сейчас занимает пост коммерческого директора) поставили поиск и раскрутку новых авторов на поток. За Корецким последовали Александра Маринина, Дарья Донцова и Татьяна Устинова. Два года назад «Эксмо» создало мощный маркетинговый отдел, который занялся целенаправленным продвижением писателей-«брэндов». В активной разработке — 35 авторов. На них приходится лишь 10% выходящих в издательстве книг, но эти книги дают 50–60% оборота. Одна лишь Донцова обеспечивает $10 млн в год.
Все эти маркетинговые приемы, впрочем, оказались бессильны перед меняющимися вкусами читателей. В прошлом году в России было выпущено 300 млн экземпляров детективов и сентиментальных романов. Рынок уже не в состоянии все это переварить. По словам шеф-редактора специализированного журнала «Книжный бизнес» Елены Соловьевой, еще в 2000–2001 годах эти два жанра были самыми доходными. Но в 2004 году цены на сентиментальные романы упали на 7,5%, притом что в среднем книги подорожали на 19% (а техническая литература — на 56%). Цены на детективы выросли за год всего на 11%, что сопоставимо с уровнем инфляции.
Большинство участников рынка не пострадает от смещения читательских интересов. Олег Бартенев, генеральный директор издательства «Астрель» (входит в группу АСТ), утверждает, что его компания еще 10 лет назад начала «разрабатывать широкую полку» — весь ассортимент, который пользуется спросом в книжных магазинах. Так что даже падение продаж сентиментальных романов на 15%, которое зафиксировала АСТ в прошлом году, не стало для Бартенева трагедией. Другие крупные издательства — «Олма-Пресс», «Азбука-Классика», «Инфра-М» и «Дрофа» активно продвигают популярные ныне направления: современную прозу, учебную, профессиональную и детскую литературу.
А что «Эксмо»? У этой компании почти половина продаж приходится на детективы и приключения. Чтобы проще было представить масштаб, поясним: логотип «Эксмо» стоит на каждом втором детективе, изданном в России. Владельцы компании осознают, что нынешний подбор жанров — это бомба замедленного действия. Поэтому и принимают меры.
По словам Новикова, через пять лет его компания должна сократить долю на «детективном рынке» до 5–10%. «Эксмо» собирается постепенно избавляться и от любовных романов. При этом Новиков ставит задачу сохранить за компанией 12% российского книжного рынка.
С недавних пор у «Эксмо» появились новые имена, в частности, авторы «качественной современной прозы» Людмила Улицкая и Харуки Мураками. Это первые итоги пересмотра издательством редакционного портфеля. Дальше — больше: создатели «Антикиллера» выпускают теперь поэзию, деловую литературу, справочники и др.
В прошлом году издательство предприняло попытку застолбить место на рынке учебной литературы, начав издавать пособия для подготовки к единому государственному экзамену. Но осваивать новое направление бизнеса оказалось непросто. «Мы поняли, что нам одним продавать такие книги тяжело, потому что «Эксмо» на этом рынке не знают», — признается Новиков. Компания нашла выход в альянсе с государственным издательством «Просвещение», имеющим связи в правительстве и возможности продвижения пособий в школах и среди методистов.
Чтобы впредь избежать оплошностей, «Эксмо» меняет организационную структуру (перестройка должна завершиться к 2008 году). Из редакций, занимающихся разными направлениями литературы, создаются независимые подразделения, каждое — со своей службой маркетинга, оформления и т.п. Собственно, по такой модели устроены все мировые издательства. «Мы подумали, — говорит Новиков, — зачем изобретать велосипед?» Действительно — незачем.