Соглашение о разделе продукции по версии Олега Дерипаски
Дивиденды по акциям Архангельского целлюлозно-бумажного комбината (АЦБК), которые предстоит получить компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски, вызвали у ее руководства искреннее возмущение. «Мы получим за прошлый год $1,6 млн, хотя знаем, что компании, близкие к основным владельцам — Циннеру и Крупчаку, заработали не менее $80 млн на бизнесе вокруг комбината», — заявил Forbes Юрий Тямушкин, зампред совета директоров АЦБК, представляющий интересы «Базэла».
Председатель совета директоров АЦБК Хайнц Циннер и депутат Госдумы Владимир Крупчак через австрийскую фирму Pulp Mill Holding контролируют 64,6% акций АЦБК, то есть примерно в два раза больше, чем «Базэл» (33,6%). А заработали они, если верить Тямушкину, в 50 раз больше — благодаря поставкам сырья и продажам готовой продукции через близкие им компании.
С подобным отношением к себе постоянно сталкиваются сотни тысяч российских миноритариев. Но Дерипаска — не чета рядовым акционерам, он покупал акции АЦБК не для того, чтобы сидеть сложа руки. «Базэлу», несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось получить контрольный пакет АЦБК (объем продаж комбината — около $300 млн). Тогда компания предложила Pulp Mill в начале 2005 года нечто вроде соглашения о разделе продукции, которые иногда заключают участники нефтяных консорциумов, приступая к разработке новых месторождений. Логика проста: у нас треть акций, значит, мы имеем право на треть продукции.
Владельцам Pulp Mill идея не понравилась. «Акционеры вправе рассчитывать на максимально высокие дивиденды, — сказал Forbes Хайнц Циннер. — Но чтобы отдельный акционер реализовывал продукцию или закупал что-то для комбината через собственную компанию — это полная глупость».