К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Мертвые голоса


Российские брокеры с успехом осваивают приемы Чичикова

В конце весны — начале лета проходят годовые собрания акционеров крупнейших российских компаний, на которых традиционно разгорается борьба за места в совете директоров. И, по словам брокеров, каждый год накануне собраний появляются желающие приобрести право голосовать на собрании чужими акциями. Выдача доверенности на голосование — абсолютно легальная процедура. Но о том, что существует рынок купли-продажи голосов, брокеры почему-то предпочитают открыто не говорить.

Тем не менее представители сразу нескольких инвестиционных компаний подтвердили Forbes наличие такой практики. Стоимость голоса, по их словам, составляет в среднем одну сотую стоимости акции. Это означает, что, если кандидату недостает для прохождения в совет акций на $100 млн, он может обойтись всего $1 млн. Брокеры прогнозируют, что в этом году наиболее активно пойдет торговля голосами по акциям РАО «ЕЭС России» и некоторых металлургических и химических компаний. Энергетическая монополия сейчас реформируется, и свой человек в совете директоров РАО полезен всем, кто стремится поучаствовать в разделе пирога. Среди претендентов — крупнейшие потребители энергии («Базовый элемент», «Интеррос» и «Евразхолдинг»), а также топливные компании (СУЭК и «Газпром»). В прошлом году, например, на 15 директорских кресел в РАО ЕЭС метил 41 кандидат. По словам одного из брокеров, чужие голоса помогли пройти в совет по крайней мере трем кандидатам — Владимиру Рашевскому из СУЭК, Александру Абрамову из «Евразхолдинга» и Григорию Березкину из группы ЕСН. Каждый из них набрал при голосовании около 8%. Между тем, судя по высказываниям самих кандидатов в прессе, на момент голосования СУЭК принадлежало около 6% акций РАО, «Евразхолдингу» — не более 4%, а ЕСН — 5,3%. А вот представитель «Базэла» Дэвид Джеованис, который в 2003-м набрал рекордное число голосов (более 9%), в 2004-м остался за бортом — за него было отдано лишь 3% голосов, а «порог вхождения» составил 3,2%.

По словам руководителя одной из инвесткомпаний, в прошлом сезоне за 100 млн голосов (0,24% всех голосующих акций РАО) платили $150 000, а непосредственно перед собранием — в два раза больше. Брокеры полагают, что такая же цена установится и в этом году. А это означает, что за каждый миллион голосов при удачном стечении обстоятельств можно выручить до $3000. Это почти в два раза больше, чем дивиденды, выплаченные в 2004 году самим РАО, —  $1675 на миллион голосующих акций. Сам по себе миллион акций РАО стоил на середину марта $290 000.

 

Владимир Рашевский, впрочем, категорически опровергает, что ему пришлось доплачивать за чужие голоса. «Было бы идиотизмом платить за лишние проценты», — говорит президент СУЭК. По его словам, у инвесткомпаний, как правило, есть возможность бесплатно договориться с клиентами или другими инвесторами о том, за кого они проголосуют.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+