Наследники советских аудиоусилителей «Бриг» и «Корвет» по-прежнему появляются на свет в Петербурге
Профессор Массачусетского технологического института Кейт Джонсон привез из России аудиоусилитель и колонки. «Люди, которые приходят ко мне домой послушать классическую музыку, не верят своим ушам — так потрясающе звучит эта аппаратура», — говорит профессор. Уолтер Шофилд, сотрудник компании Cambridge Soundworks, торгующей дорогой аудиотехникой, восхищен русским усилителем: «Это — зверь. Его басы просто сшибают с ног…» Так в мае 1992 года американский журнал Fortune писал о советских усилителях «Корвет 88», разработанных в оборонном НИИ Морфизприбор.
«Neva Audio звучат лучше всего того, что я слышал. А я перепробовал много разных усилителей», — говорит известный британский инженер-акустик, автор нескольких книг по дизайну студий Филипп Ньюэлл в интервью Forbes в феврале 2005 года.
Два электроприбора, вызвавшие такой восторг иностранных специалистов, объединяет не только место производства (Ленинград — Петербург), но и фамилия разработчика — нынешнего совладельца и технического директора компании «Нева Аудио» Владимира Ратаева.
Подпольный Hi-Fi
Еще в 1973 году выпускник Ленинградского электротехнического института Владимир Ратаев пришел на работу в ленинградский НИИ Морфизприбор, в только что созданный отдел товаров народного потребления. Под этой вывеской в институте, разрабатывавшем гидроакустические системы для ВМФ, трудилась группа энтузиастов «отечественного hi-fi»: инженеры-акустики, схемотехники, дизайнеры, патентоведы. Для нужд группы были закуплены лучшие образцы импортной аудиотехники, мощная измерительная аппаратура, акустическая комната для тестирования техники. «Прикрывал» работу энтузиастов начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Николай Свиридов — сам страстный аудиофил, коллекционер трофейной немецкой аппаратуры.
Первый продукт НИИ Морфизприбор, аудиоусилитель «Бриг 001» (теперь вы понимаете, откуда взялись все эти морские названия?), стал сенсацией. Анатолий Лихницкий, руководивший разработкой этого аппарата, вспоминал: «Министр судостроительной промышленности Борис Бутома долго крутил ручки «Брига», радуясь как ребенок». В те времена, когда средняя зарплата равнялась 120 рублям, «Бриги» мгновенно разлетались по цене 625 рублей и скоро стали дефицитом — купить такой усилитель можно было только «из-под прилавка», приплатив до 50 рублей.
«Отдел в Морфизприборе научил нас, как надо работать», — вспоминает Владимир Ратаев. К 1980 году он стал ведущим специалистом отдела товаров народного потребления и главным конструктором «Корвета 88» — усилителя, как утверждает его создатель, с рекордными на тот момент параметрами. «Это была скорее задача для Книги Гиннесса, чем для потребителя», — говорит Ратаев.
Что это означает? Усилитель — прибор, который преобразует слабые колебания токов, выходящие из проигрывателя, в физические движения мембраны динамика. Хороший усилитель дает минимум шумов, точно передает звук и надежно работает — то‑есть не перегорает сам и имеет продуманную защиту от любых скачков напряжения, которые могут повредить колонки. «Корвет 88» по первым двум критериям был близок к идеалу на 99% — насколько можно было судить по показаниям тестирующих приборов.
Большая пайка
В 1987 году, когда появились первые кооперативы, бывший однокурсник Федор Курузбавер убедил Ратаева, что живые деньги лучше рекордов Гиннесса. Курузбавер в советское время работал звукорежиссером в различных ВИА (к примеру, в «Поющих гитарах» и «Землянах»), поэтому приобрел связи в этой области и знал, в чем сцена испытывала наибольшую нужду. «Самый популярный американский усилитель Peavey CS-800 стоил тогда 15 000 рублей. А мы могли сделать свой за 1500», — вспоминает Курузбавер.
В 1989 году на оборонных заводах Ленинграда была произведена первая партия из 500 профессиональных усилителей от Ратаева–Курузбавера. Каждый аппарат Ратаев оттестировал и настроил вручную. Благодаря связям Курузбавера усилители разошлись за считаные дни. «Сарафанное радио» быстро разнесло по музыкальной среде молву о недорогих и качественных приборах из Ленинграда.
С тех пор прошло 15 лет. Компания «Нева Аудио», созданная Курузбавером и Ратаевым, продолжает производство профессиональных аудиоусилителей. Товар непростой — к такого рода продукции потребители предъявляют повышенные требования. Если для домашней аппаратуры достаточно малой громкости (максимум 50 Вт на‑канал), то уже средняя дискотека требует около 4–6 кВт звука. Потому мощность профессиональных усилителей доходит до 2–3 кВт — для обеспечения качественным звуком концертной площадки, например, их монтируют по нескольку штук в стойку. Усилитель подготовлен для тяжелой работы: мощный стальной корпус с толщиной стенок не менее 3 мм, огромные трансформаторы, вентиляторы для охлаждения.
А звукозаписывающие студии в свою очередь предъявляют высокие требования к звуку, который выдает усилитель. Если бытовой усилитель должен звучать «красиво», то студийный — «честно», чтобы звукорежиссер мог видеть объективную картину. Отдельный разговор — охлаждение студийных аппаратов: вентиляторы здесь неприменимы, студия не терпит даже тихих шумов.
В России у «Невы Аудио» конкурентов нет, но по всему миру их около двухсот. Обычное дело для такого бизнеса — специализация на одном виде усилителей: кто-то делает концертную аппаратуру, кто-то — студийную. «Нева» же пытается усидеть на всех стульях сразу. Более того, петербургские инженеры готовы сконструировать аппаратуру по индивидуальному заказу, чтобы удовлетворить любой каприз художника звука. Например, для того же Филиппа Ньюэлла Ратаев разработал модель Studio-II: студийный усилитель типа Bi-Amp, максимально настроенный под параметры колонок, сделанных самим Ньюэллом.
И каковы отзывы? Андрей Долганов, руководитель аудионаправления департамента продаж проектов компании ISPA-Engineering (один из крупнейших дистрибьюторов профессиональной аудиовидеотехники): «Усилители Neva звучат вполне на уровне лучших западных аналогов — усилителей марок Crest, Crown или MC2, а стоят при этом как минимум в два раза дешевле». Известный звукорежиссер Андрей Субботин, глава Saturday Mastering Studio: «Авторитет компании «Нева Аудио» в профессиональном сообществе очень высок».
Технический директор компании «Инвесткинопроект» Константин Тимофеев устанавливает усилители Neva в многозальные кинотеатры. Благодаря использованию Neva Тимофеев экономит 20% от сметы на аудиооборудование (а это на объектах такого уровня — не менее $30 000–50 000). «За 5 лет у нас не было ни одной поломки. Про эти усилители можно сказать «поставил и забыл», а это главное для эксплуатационщика», —- признается Тимофеев.
Как «Неве Аудио» удается создавать такой продукт? Курузбавер хвастается, что сотрудники компании, работавшие раньше на оборонных радиозаводах, «паяют лучше, чем любые китайцы». Он объясняет: «Когда мы паяем, у нас монтажницы залуживают каждую ножку каждого элемента. Это очень дорого и трудоемко, но дает стопроцентную надежность в эксплуатации, потому что большинство отказов электроники возникает из-за «непропая». Это ручная работа, которая требует серьезного образования и мотивации. А к каждому китайцу ОТК не приставишь».
ОТК и финальную настройку усилителей, кстати, в компании делает третий партнер Сергей Шацков. Специалист шутит — мол, ему достаточно сделать над усилителем пару пассов руками, чтобы найти один–два неправильно впаянных резистора. Помимо проверки магией, усилитель проходит стресс-тест: автоматическое включение, 45 минут работы с максимальной нагрузкой, потом 15-минутный перерыв — и так два дня. Наконец, перед упаковкой и отправкой клиенту Федор Курузбавер подключает усилитель к огромным, в человеческий рост, колонкам и слушает, выкрутив ручки на полную громкость, тишину. Колонки при этом еле слышно колышутся: это и есть уровень шумов.
Из-за такого подхода «Нева» так и осталась небольшой компанией — в год она продает 500–600 усилителей стоимостью до $1900; 20% продукции уходит на экспорт — в основном в Испанию, Великобританию, страны Скандинавии. Почему бы не продавать больше, если товар востребован? «Да, нам периодически пытаются заказать большие партии, например, 100 штук для кинотеатров в Индии», — говорит Курузбавер. Но производить массовый товар маленькой структуре, в которой работают всего девять человек, не под силу. А доверить такую ответственную работу субподрядчикам Курузбавер не хочет. «Наше имя — это самое дорогое, что мы создали за 15 лет. Лучше потерять деньги, чем репутацию», — говорит он.