К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На дрожжах


Владельцы «Красного Востока» устали воевать за пивной рынок. 
Чем им заняться?

Приемная гендиректора Казанского пивного завода «» Ильшата Хайруллина напоминает зал в рыцарском замке. Высокие потолки, много металла, черный мрамор с вкраплениями ярко-красной отделки. Щит с аббревиатурой «КВ» выглядит как родовой герб. Все правильно: братья Айрат и Ильшат Хайруллины строят здесь семейный бизнес.

Дела они ведут с размахом. В группу компаний, подконтрольную Хайруллиным, входят 156 предприятий. Основных направлений бизнеса три. Самое доходное — пивоварение. Марки «Красный Восток», «Солодов» и «Чешский стандарт» известны на всю Россию. Пиво выпускается на четырех заводах в Татарстане и Новосибирске, их общая выручка в 2004 году, по предварительным оценкам самих братьев, составила $280 млн.

Второй по значимости бизнес — розничная сеть «Эдельвейс», включающая 150 торговых точек в Татарстане, — принес в ушедшем году более $100 млн выручки. Третий — сельское хозяйство и молочная промышленность. Здесь братья выручили $40 млн.

 

Именно на сельское хозяйство делают сейчас ставку Хайруллины, инвестировав в это направление уже около $180 млн и обещая вложить за ближайшие два года еще $70 млн. В том, что рано или поздно эти затраты окупятся, братья не сомневаются — за пятнадцать лет работы они досконально изучили особенности ведения бизнеса в Татарстане, а здесь очень сложно разобрать, где кончаются государственные интересы и начинаются личные.

Деловой хватки 34-летнему Айрату Хайруллину не занимать. «Меня называли машиной для зарабатывания денег», — Айрат не без гордости делится в интервью Forbes воспоминаниями о фантастических прибылях, которые они с братом в начале 1990-х извлекали из торговли фруктами, сигаретами и пивом, сколачивая начальный капитал.

 

Ильшат — он старше брата на пять лет — с конца 1980-х работал заместителем начальника районного общепита в Казани и курировал 39 столовых. Это гарантировало стабильный сбыт товара, поставки которого обеспечивал Айрат. Бизнес делали быстро и жестко — по-другому в Казани, поделенной еще с 1980-х на сферы влияния между молодежными преступными группировками, было невозможно. Сомнительная репутация братьев, которая сложилась в те времена, Айрата, в юности занимавшегося боксом, не смущает: «На силу надо отвечать силой. Когда можешь дать отпор, начинают считаться».

Расширяя бизнес, братья вторгались во все новые сферы. В середине 1990-х запустили лимонадный завод и кондитерскую фабрику, затем молочный завод «Эдельвейс-М», наконец, построили шесть автозаправочных станций.

Тут в дело пришлось внести коррективы. В 1997 году Хайруллины, получив, как они сами говорят, «разумное предложение со справедливой ценой», продали АЗС одному из местных бизнесменов. Вскоре заправки оказались у компании «Татнефть», которая находится в госсобственности, но входит в сферу интересов родственников и друзей президента республики Минтимера Шаймиева (см. справку). Конкурировать с семьей Шаймиева республиканским бизнесменам неразумно. Выгоднее без возражений занять «положенную» позицию на рынке — в этом случае можно даже рассчитывать на покровительство.

 

Айрату Хайруллину, как он сам говорит, «предложили» заняться пивзаводом «Красный Восток», который находился тогда в глубоком кризисе. Он долго сомневался, но согласие 25-летнего бизнесмена никого в деловых кругах не удивило — отказываться от таких предложений в Татарстане не принято.

Завод «Красный Восток», построенный в 1975 году, был приватизирован в 1993-м, но остался под фактическим контролем администрации Казани. Она владела около трети акций и еще «золотой акцией» — с правом назначать гендиректора. Отечественное производство пива тогда было малоприбыльным из-за высокого акциза (40% стоимости). Завод работал едва на треть мощности, сторонние инвесторы интереса к нему не проявляли. Акции постепенно аккумулировал гендиректор Айбат Айбатов. К 1996 году он довел свою долю до 38%.

В начале 1996 года правительство России резко снизило акциз — до 15% стоимости, а затем вовсе установило фиксированную ставку на каждый литр пива. Почти зачахшие пивзаводы в одночасье превратились в высокорентабельные предприятия. За «Красный Восток» развернулась острая борьба. Гендиректор Айбатов стал жертвой заказного убийства. Его исполнитель, по словам главы МВД Татарстана Асгата Сафарова, уже за решеткой, а предполагаемого заказчика вот-вот экстрадируют из Испании. Поводом для жестокой расправы стал, как считают в правоохранительных органах, конфликт из-за поставок оборудования и концентрата Coca-Cola (завод помимо пива разливал и безалкогольные напитки). Неофициально чиновники высказывают версию, что заказчик претендовал на место и активы Айбатова.

Спустя несколько недель мэр Казани Камиль Исхаков предложил пост гендиректора Айрату Хайруллину. По словам бывшего председателя совета директоров «Красного Востока» Фарида Ишмакова, это произошло «после консультаций на высшем уровне». Сам Айрат, объясняя, почему выбор пал на него, говорит, что «ставку делали на инвестиции и нашу сбытовую сеть». К тому времени в обороте братьев уже находилось около $60 млн.

Давая согласие возглавить проблемное предприятие, Айрат выдвинул властям ряд встречных условий. В частности, мэрия обещала не мешать скупке акций. «Мой принцип — иметь не менее 60%. Иначе нет смысла вкладывать в развитие», — поясняет Хайруллин. По его словам, уже к началу 1997 года он прямо или косвенно получил контроль над 68% акций завода, скупив их у наследников Айбатова и его партнеров.

 

Власти и дальше поддерживали Хайруллиных. Когда индийская компания Sun Group, скупавшая пивные заводы по всей России, предложила правительству Татарстана схему погашения республиканского займа, по которой она получала бы государственные акции «Красного Востока», идея многим понравилась. Однако вмешательство администрации Казани, а затем и лично Минтимера Шаймиева не позволило ее реализовать. Госдоля в итоге — после реализации схем по зачету городских долгов и допэмиссии акций «Красного Востока» — оказалась у братьев. Айрат Хайруллин сегодня прямо или косвенно контролирует 98% акций пивоваренной группы «Красный Восток».

Шаймиев помог и во время дефолта 1998 года. К февралю 1999-го братья намеревались переоборудовать «Красный Восток» немецкой техникой. В начале августа 1998 года «Красный Восток» положил на счет в Инкомбанке 90-процентную предоплату (около $38 млн). После 17 августа деньги «зависли». Как уверяют свидетели тех событий, Шаймиев вышел на премьер-министра Виктора Черномырдина, он по своим каналам надавил на Инкомбанк, и тот не только вернул всю сумму, но и заплатил штраф.

К 2003 году пивоваренная группа «Красный Восток» заняла, по оценкам компании «Бизнес Аналитика», 6,3% общероссийского пивного рынка, выйдя на четвертое место в списке крупнейших производителей (после Baltic Beverages Holding, Sun Interbrew и «Очаково»). Между тем федеральное правительство, решив, видимо, что пивовары уже достаточно глотнули кислорода, взяло курс на ужесточение фискальной политики, и параллельно начали готовиться законопроекты о резком ограничении рекламы пива. Тут республиканские власти помочь Хайруллиным уже не могли.

В декабре 2003 года Айрат Хайруллин был избран в Госдуму по списку «Единой России» и формально отошел от бизнеса. Советы директоров компаний группы, в том числе и «Красного Востока», возглавил Ильшат. Но рокировка не принесла эффекта. Рынок пива в условиях острой конкуренции (всего в России около 300 производителей пива) оказался перенасыщен. Депутатский мандат против этого бессилен.

 

Рост российского пивного рынка замедлился. В 2003 году рынок вырос на 7,7% против 11,4% в 2002 году и 14,7% — в 2001-м. Эпоха, когда на быстро растущем рынке места хватало всем, а от топ-менеджеров требовалось прежде всего увеличение объемов производства, прошла. Уход в декабре 2004 года патриарха российской пивной отрасли Таймураза Боллоева с поста гендиректора «Балтики» стал в этом смысле знаменательным событием.

В сложном положении оказались и Хайруллины. «Места для подвига в пивоварении не осталось, — говорит Айрат, —  стало скучно». Инвестируя в расширение производства, братья, кажется, перестарались. При совокупной мощности пивзаводов Хайруллиных в 136 млн декалитров пива в год задействованы они менее чем наполовину. Построить новый завод сейчас, по словам Ильшата, раз в десять дешевле, чем продать то пиво, которое он будет производить.

Братья неслучайно беспокоятся. «Через десять лет останутся четыре крупных игрока, которые возьмут 80% рынка», — пророчит Ильшат Хайруллин. И не факт, что «Красному Востоку» удастся застолбить место в «большой четверке». Во всяком случае за последний год в табели о рангах их (вместе с «Очаково») обогнал голландский концерн Heineken, а сами братья вновь внесли коррективы в свою бизнес-стратегию. Если еще пару лет назад они наотрез отказывались от предложений продать свой пивной бизнес, то сейчас готовы изучать их самым внимательным образом. «Никогда не меняет своего мнения только глупец», — философски замечает младший Хайруллин.

Время сворачивать бизнес? На Хайруллиных это непохоже — с упорством, которое позволило им занять крепкие позиции на пивном рынке, братья взялись за рынок молочный. «Снимем с него сливки», — каламбурят они.

 

Ставка опять делается на собственную систему дистрибуции — розничную сеть «Эдельвейс». В ближайшие годы братья хотят добавить к ней отдельную сеть из 100 магазинов за пределами Татарстана, в городах Поволжья и Урала. (Если строить магазины с нуля, то каждый, по расчетам, обойдется в среднем в $1,5 млн.) Так будет проще продавать продукцию агропромышленного холдинга.

Холдинг стартовал весной 2003 года. «Красный Восток» учредил пять агрофирм, позднее объединив их в «Агропромышленную компанию «Красный Восток Агро». Она контролирует около 100 000 га земли. Около 12% площадей используется под пивоваренный ячмень, остальное отдано главным образом под молочное направление и зерновые.

«Хайруллиным достались не самые лучшие хозяйства», — говорит глава Минсельхозпрода Татарстана Марат Ахметов. Результаты пока соответственно скромные. За первый год деятельности «Красного Востока Агро» выручка составила менее четверти первоначальных инвестиций.

Братья уверены тем не менее, что все будет в порядке. Их не пугает жесткая конкуренция. «В рекламе фигурируют шестьдесят марок пива и максимум пять — молока, — говорит Ильшат Хайруллин. — Сейчас еще можно развернуться. Лет через пять ситуация будет другой».

 

Внутри Татарстана у братьев один конкурент — «Татарстан-Сотэ», региональный монополист, контролирующий, по данным республиканского Минэкономики, 59% местного молочного рынка. На долю компании Хайруллиных «Эдельвейс-М», которая сегодня объединяет четыре молокозавода, приходится около 30%. Увеличить эту долю не удается, зато растут поставки в сопредельные регионы — Башкирию, Удмуртию и Пермскую область. Сейчас туда направляется до 35% всей продукции «Эдельвейса-М».

Ильшат Хайруллин убежден, что потребление молока в России скоро удвоится: «Доходы растут, а в конце 1980-х потребление молока было в два раза больше». Все так, но в конце 1980-х у молока практически не было конкурентов в виде соков и других напитков, появившихся в изобилии только в 1990-е. Данные независимых исследований тоже не подтверждают теорию старшего Хайруллина. По сведениям Института аграрного маркетинга, в кризисном 1998 году объем потребления молока в России составил 221 л на человека, а в гораздо более благополучном 2003-м — 235 л, лишь немногим больше.

Главная проблема отечественных производителей молочных продуктов связана с дефицитом недорогого отечественного сырья. Поголовье коров в 1990-е сократилось в несколько раз. Молокозаводы Хайруллиных сегодня загружены лишь на треть мощности, а Россия импортирует около 2 млн т молока в год. В 2010 году, по прогнозу Организации по продовольствию и сельскому хозяйству ООН, импорт может достичь 3 млн т в год.

Добиваться рентабельности в таких условиях можно несколькими способами. Первый — наращивать собственное производство молока, чем и занимаются агрофермы Хайруллиных. Им предлагали вологодских коров по $2000 за голову, но они предпочли голландских и немецких по $2600: западные поставщики в отличие от российских гарантируют, что корова будет давать 10 000 литров молока в год. Братья так трепетно заботятся о гарантиях надоев потому, что надеются лет через пять неплохо зарабатывать на продаже самих коров. Молочное племенное животноводство сейчас — одна из самых привлекательных для инвестиций сфер в сельском хозяйстве. «Уже несколько компаний ринулось в этот бизнес, — свидетельствует директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. — Выиграет тот, кто окажется первым».

 

Второй способ — производство молочных продуктов с высокой добавленной стоимостью. «Красный Восток» уже зарегистрировал торговую марку «Доброе утро» для йогуртов. Летом начнется ее реклама. Тут свои трудности. Доля населения с душевым доходом свыше $700 в месяц, на которое рассчитан новый продукт, составляет не более 2,5%. Чтобы получить существенный доход, «Красному Востоку» придется продвигать «Доброе утро» на федеральный уровень — и лоб в лоб столкнуться с такими гигантами, как «Вимм-Билль-Данн» и Danone, чьи годовые рекламные бюджеты превышают $20 млн.

Наконец, остается надежда на старый добрый «административный ресурс». При условии господдержки, уверяют братья Хайруллины, «путь, который Голландия прошла в молочном животноводстве за 55 лет, мы пройдем за три года». Братья надеются на масштабную программу гарантий под сельхозкредиты, создание зерновых и земельных бирж и т.д. Не исключено, что призыв услышит Минтимер Шаймиев и реализует замысел, хотя бы в пределах своей республики. Президент Татарстана закончил тот же самый Казанский сельхозинститут, что и оба брата, так что вряд ли останется равнодушен к судьбе республиканского агропромышленного комплекса.

Даже если добиться господдержки сельского хозяйства не удастся, братья не пропадут. «Если говорить о бизнесе Ильшата и Айрата Хайруллиных, — снова философствует Айрат, — то чем хуже вокруг, тем лучше. Если все колхозы разорятся, сырье будет только у нас. А готовую продукцию мы продавать умеем».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+