К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

У аппарата


Сергею Генералову правительство дало начальный капитал, опыт работы
и полезные связи. Теперь он намерен вернуть долги. С большой выгодой для себя

Солнечный день, октябрь 2004 года. Офис инвестиционной группы «Промышленные инвесторы». Глава группы Сергей Генералов возбужден и весел: только что вернулся с заседания правительства РФ, которое прошло для него вполне удачно. «Я делал небольшой доклад, буквально на пять минут, о том, что сегодня государственно-частному партнерству в финансировании транспортной инфраструктуры нет альтернативы», — рассказывает мне Генералов. Этот вопрос интересен предпринимателю не просто потому, что он председатель Ассоциации защиты прав инвесторов. Генералов — один из тех, кто намерен заработать на партнерстве с государством.

ИГРЫ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ.

В 1993 году Сергей Генералов, молодой финансист из Промрадтехбанка, пришел на работу в ЮКОС, а уже через год стал вице-президентом компании по финансам. В 1994–1995 годах он выкупил по номиналу 0,5% акций ЮКОСа — по плану приватизации работники предприятий могли стать их акционерами на льготных условиях.

В 2000 году Генералов продал акции. По данным РТС, тогда за такой пакет можно было выручить до $23 млн. К 2003 году 0,5% ЮКОСа стоили уже до $180 млн. «Да, к сожалению, я отдал свой пакет еще по относительно низкой цене. Но и это принесло мне стартовый капитал для бизнеса», — говорит Сергей Генералов.

 

Еще в пору работы на Михаила Ходорковского Генералов умел находить общий язык с государством. Глава «Промышленных инвесторов» особенно гордится идеей, которую он в 1997 году предложил министру энергетики Сергею Кириенко, своему давнему приятелю. Тогда перед «молодыми реформаторами» была поставлена задача — выплатить долги по зарплатам и пенсиям, исчислявшиеся миллиардами долларов. В то же время существовала практика так называемых госпрограмм поддержки промышленных предприятий — для реализации некоторых проектов им предоставляли экспортные квоты (35–40% от всего экспорта нефти), право закупить на внутреннем рынке дешевое сырье и продать его дорого за границей.

«Я предложил госпрограммы отменить, а эти экспортные квоты передать нефтяным компаниям пропорционально добыче, гарантировать неизменность квот на 5 лет, что даст компаниям возможность взять в банках кредиты. А взамен потребовать от них расплатиться по долгам в бюджет, которые скопились исторически за эпоху неплатежей», — вспоминает Генералов.

 

В результате все остались довольны. Правительство выполнило приказ президента, бюджетники получили деньги, ЮКОС и другие нефтяные компании — серьезное увеличение экспорта в обмен на долги, которые они и так должны были заплатить. А Сергея Генералова в 1998 году премьер Сергей Кириенко сделал министром топлива и энергетики РФ.

«Я пришел на этот пост камерным финансистом, который профессионально общался с банкирами, инвесторами, акционерами. А мне пришлось общаться с шахтерами на рельсах, с руганью, с матом — все как положено. Несколько раз чуть не побили. За первые несколько месяцев работы министром я потерял 7 кг веса, семья оказалась на грани развала», — делится впечатлениями Генералов.

Но взамен финансист получил опыт и полезные связи: «Такую школу, какую я прошел за этот год, нигде больше не получишь. Это возможность совершить огромный скачок в своем развитии. Такая работа дает другой уровень понимания того, что происходит в стране и в отдельных отраслях».

 

С министерской должностью Сергей Генералов расстался в мае 1999 года, а уже в декабре отправился осваивать еще одну ветвь власти — стал депутатом Госдумы. Деньги, полученные от продажи ЮКОСа, без дела не лежали. Еще в 2000-м была создана управляющая компания «Промышленные инвесторы» (имен миноритарных акционеров этой компании Генералов не раскрывает, указывая только, что во всех проектах группы у него есть контрольный пакет).

Весной 2002 года структуры Сергея Генералова приобрели 62% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) — третьей по объему выручки судоходной компании в России и первой по контейнерным перевозкам.

[pagebreak]

КОРИДОР ДЛЯ ВЛАСТИ.

В середине прошлого года Всемирный банк подсчитал: крупные частные собственники (с объемом продаж не менее $400 млн в год) контролируют в общей сложности 38,8% выручки в 32 основных отраслях экономики России. Концентрация капитала продолжается. Строительство холдингов идет по разным схемам. Кто-то конструирует вертикальную производственную цепочку, от добычи угля и руды до производства готовых автомобилей — как, например, «Северсталь-групп» (см. Forbes № 1 за 2004 год). Кто-то закрепился в одном регионе и подминает под себя все, что видит вокруг, — так в свое время появилась группа СОК (Forbes №6). Кто-то, наконец, лихорадочно скупает одинаковые производства в крупных городах, чтобы продавать по всей стране продукцию одного вида под одним брэндом, — вспомним молочный холдинг «Юнимилк» (Forbes №8).

Сергей Генералов на вопрос о принципах, которыми он руководствуется при покупке предприятия, отвечает фразами из учебника для инвестиционных банкиров: «Я стараюсь выбрать отрасль, которая недооценена, но имеет большую перспективу… В этой отрасли я стараюсь выбрать предприятие, которое имеет наибольший потенциал… Наша команда умеет приводить такие предприятия в порядок…»

 

Но основные проекты «Промышленные инвесторы» затевают в сферах, развитие которых отвечает интересам государства. Генералов — человек с обширными связями, вхожий во власть. Его конкурентное преимущество — способность превратить абстрактное слово «господдержка» в деньги.

Например, в правительстве давно мечтают пустить основной поток транзитных грузов Азия — Европа по Транссибирской магистрали. Сейчас контейнеры с одного конца континента на другой везут морем через Суэцкий канал в обход России, дорога занимает 30–40 дней. Транссиб пустует — через него идет около 140 000 двадцатифутовых контейнеров в год при пропускной способности 1 млн. Начиная с 1998 года госчиновники ездят с презентациями возможностей Транссиба то в Южную Корею, то в Японию, то в Хельсинки. Об этом же говорил в 2001-м и Владимир Путин во время своего визита в Сеул. Российские и корейские чиновники тогда «родили» проект восстановления Транскорейской железной дороги и присоединения ее к Транссибу.

В 2003 году, когда Генералов уже владел ДВМП, правительство ввело упрощенную процедуру таможенного оформления для транзитных грузов и специальные пониженные тарифы на перевозку. В июле 2004 года «Промышленные инвесторы» создали СП «Неоконт» на паритетных началах с «Северстальтрансом», крупнейшим частным перевозчиком в стране. Новая компания займется перевозкой грузов по Транссибу из порта Восточный в европейскую часть России. Важная деталь: до марта этого года заместителем гендиректора «Северстальтранса» работал нынешний министр транспорта РФ Игорь Левитин.

А в сентябре «Промышленные инвесторы» уже с РЖД зарегистрировали компанию «Русская тройка» — она займется перевозкой по Транссибу грузов, следующих транзитом через Россию по коридору Азия — Европа. По словам Генералова, на базе ДВМП планируется построить разветвленный транспортный холдинг, который будет обеспечивать клиентам доставку контейнеров «от двери до двери». В 2004 году пароходство уже инвестировало около $100 млн в строительство новых контейнеровозов и $20 млн в приобретение контейнеров.

 

«ДВМП была куплена «Промышленными инвесторами» очень вовремя, очень удачно и принесет им большую прибыль, — уверен аналитик «ЦентрИнвеста» Михаил Ганелин. — Если же ДВМП сможет наладить сбор контейнеров по всей Азии с последующей транспортировкой по Транссибу и БАМу, срок доставки грузов в Европу сократится до 10–14 дней». И снова важная деталь: заместителем гендиректора ДВМП по новым проектам в июле прошлого года был назначен Петр Фрадков, сын нынешнего премьер-министра России.

За прошедшее с весны 2002 года время капитализация ДВМП выросла в 13 раз, превысив планку в $400 млн. Сергей Генералов намерен довести цену пароходства до $1 млрд. Но до этого еще нужно купить 19,8% акций компании, которые государство пообещало в ближайшее время выставить на продажу.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ТОВАР.

Правда, как признает сам Генералов, сейчас больше всего сил и времени отнимает у него другой проект — «Агромашхолдинг». В это объединение входят Красноярский завод комбайнов (КЗК), Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ) и еще ряд предприятий. В августе 2004 года «Промышленные инвесторы» довели свой пакет акций в холдинге до 91,86%, выкупив часть доли у партнеров по проекту, группы «СибмашХолдинг».

В ближайшие пять лет на модернизацию производств и запуск в серию новых сельскохозяйственных машин «Промышленные инвесторы» намерены потратить $200 млн (притом что за прошлый год весь «Агромашхолдинг» продал продукции на $251 млн). Красноярский завод, который был построен 60 лет назад для обеспечения техникой областей за Уралом, рвется на чужой рынок — юг России и Украину, которые исторически «принадлежали» ростовскому «Ростсельмашу». Так, в мае прошлого года «Агромашхолдинг» торжественно открыл завод по сборке комбайнов в городе Лозовая Харьковской области. А в августе бригада новеньких «Енисеев» осуществила рекламный пробег по маршруту Краснодар — Ростов-на-Дону — Волгоград — Саратов, по пути производя показательные уборки зерна в богатых хозяйствах.

 

[pagebreak]

«Мы создаем крупную интегрированную компанию по производству полной линейки сельхозтехники», — говорит Сергей Генералов. Эксперты предлагают инвестору не строить больших планов. «Крупные агрохолдинги в последнее время стараются покупать импортную технику. Здесь полностью уместны все аналогии с автомобильным рынком, на котором, как известно, растет доля иномарок. А у менее крупных участников рынка — сельхозкооперативов и фермерских хозяйств денег на покупку техники нет», — говорит в интервью Forbes гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

У Сергея Генералова другие аргументы: «Оставшаяся от СССР техника, по всем прогнозам, года через полтора-два окончательно развалится, придется покупать новую. Это вопрос в значительной степени политический — государство будет обязано взять на себя его решение и обеспечить закупку сельхозтехники, поскольку речь идет о‑выживании большой части населения России».

Удивительно, но к этому все и идет. В начале декабря на Красноярском заводе побывал министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. Посидел в кондиционированной кабине «Енисея», потолковал с начальством. «Производство комбайнов в Красноярске должно увеличиваться на 15–20% ежегодно, — передает слова Алексея Гордеева пресс-служба КЗК. — А Министерство сельского хозяйства будет работать над финансированием закупок новой сельхозтехники. Думаю, общими усилиями мы сумеем обеспечить село надежными и современными комбайнами».

 

С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ В НОГУ.

Как дальше будет развиваться холдинг «Промышленные инвесторы»? Во многом это зависит от правительственной политики. Взять хотя бы идефикс государства — развитие высоких технологий. Об этом глава правительства Владимир Путин заговорил еще в 1999 году. И не уставал повторять тезис о необходимости инноваций позднее, уже став президентом. А весной 2001-го даже провел встречу с представителями бизнеса высоких технологий и заявил, в частности, что государство и бизнес «будут искать точки соприкосновения».

И вот, пожалуйста, в 2001 году «Промышленные инвесторы» учреждают компанию «Русские биотехнологии». Сейчас в российских клиниках проходит вторую стадию испытаний разработанный компанией новый метод лечения и профилактики некоторых онкологических заболеваний (меланомы и рака молочной железы). В «Русских биотехнологиях» трудятся также над разработкой средств экспресс-диагностики онкологических и эндокринных заболеваний. «Промышленные инвесторы» уже потратили на проект более $1 млн, а всего до 2008 года запланированы инвестиции в размере $5,2 млн.

Сергей Генералов разделяет и геополитические устремления государства. Сказано, что у России серьезные интересы в Закавказье, — и год назад «Промышленные инвесторы» покупают пакет акций Зестафонского горно-металлургического комбината. Правда, как заявил Forbes представитель «Промышленных инвесторов» Олег Румянцев, «после известных политических событий проект затормозился». А совсем недавно Генералов и партнеры избавились от акций ГМК.

В 2002 году группа приобрела ликероводочный завод «Топаз». Как подчеркивает сам Сергей Генералов, его интересуют те отрасли, в которых возможна серьезная консолидация активов. Однако в случае с «Топазом» этот принцип, кажется, нарушен — вот уже более двух лет новых покупок в алкогольной отрасли «Проминвесторы» не делают.

 

Но вот другие факты — в том же 2002 году министр сельского хозяйства Алексей Гордеев впервые заговорил о возможной продаже водочной монополии, ФГУП «Росспиртпром». Это предприятие управляет 85 ликероводочными и спиртовыми заводами (около 40% водочных и около 60% спиртовых мощностей страны). Приватизацию гиганта правительство обещает провести уже в 2005 году. Стратегические мощности хотелось бы передать проверенному, поддерживающему государственную политику человеку. Где найти такого? Пресс-служба Сергея Генералова не комментирует эту ситуацию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+