Инвестиции, как и жизнь, можно планировать
Что знают в России о возможностях, предоставляемых фондовым рынком? Не так много. Несколько десятков тысяч человек инвестируют в акции, считаные тысячи — играют на рынке облигаций. Число тех, кто занимается личным финансовым планированием, то есть не просто копит на дом или машину, а инвестирует деньги с целью окупить будущие траты, — совсем уж невелико.
Российское отделение Ситибанка решило исправить ситуацию. С недавних пор банк берется спланировать будущее для любого человека вне зависимости от того, сколько у него денег и является ли он уже клиентом Ситибанка. Услуга, называющаяся wealth management (управление капиталом), по замыслу должна помочь выработать персональную стратегию инвестиций. Выглядит привлекательно? Посмотрим, что получается на практике.
Доходы и риск
Первым делом клиент в присутствии менеджера банка заполняет компьютерную анкету. Цель — выявить уровень доходов и расходов. Клиенту предлагают сообщить обо всех его заработках и сбережениях, будь то счет в банке, заброшенный дачный участок или случайные гонорары. Предлагают ему сообщить и о грядущих выплатах, например о кредите, который предстоит вернуть через год. «Мы не ожидаем, что нам скажут все, — признается директор по инвестиционным продуктам Ситибанка Тайлан Туран, — но наш опыт в других странах говорит, что люди в основном откровенны с нами».
Вторая задача анкеты — понять «степень восприимчивости к риску»: готов ли клиент вкладывать средства в инструменты более рискованные, чем обычный банковский депозит? Для этого его подробно расспрашивают о предыдущем опыте работы на фондовом рынке (если он был), просят оценить, на какое изменение стоимости активов он согласен (допустим, устраивает ли его вариант «от +90% до —50%»).
Клиент также должен сообщить о своих потребностях. Они могут быть самыми разными: необходимость приобрести квартиру или отправить ребенка в платную школу, скопить на безбедную старость или открыть собственное дело. Разобравшись с поставленными задачами и имеющимися доходами, менеджер помогает клиенту составить индивидуальный план и сформировать инвестиционный портфель.
Допустим, цель человека — через три года довести свои накопления до $50 000. В настоящее время его годовой доход составляет $30 000, сбережения отсутствуют. В зависимости от «степени восприимчивости к риску» клиенту могут посоветовать распорядиться накоплениями, к примеру, так: 20% средств размещать в денежный рынок (депозиты и наличные), 30% — в российские государственные облигации, 25% — в корпоративные облигации через ПИФы, 15% — в смешанные фонды (инвестирующие в акции и облигации), 10% — в фонды акций.
Сколько денег клиент должен откладывать ежемесячно? Банк даст лишь самую общую рекомендацию. Каким депозитом (рублевым, в долларах или в евро) воспользоваться и в какой именно ПИФ вложить деньги? На этот вопрос клиент должен ответить сам — банк лишь обеспечит размещение средств. «Мы не хотим, чтобы через 3 года человек пришел к нам и сказал, что мы дали ему неправильный совет», — говорит Шай Грановски, менеджер Ситибанка по инвестиционным продуктам и управлению капиталом. Впрочем, банк вряд ли рискует потерять лицо: предлагаемая стратегия чрезвычайно консервативна. Самый рискованный инструмент в его арсенале — паевые фонды акций, предел риска — инвестировать в такие ПИФы 35% активов.
Другие возможности
Услугу финансового планирования предлагает на российском рынке не один Ситибанк. Разница в том, что другие банки пока готовы индивидуально консультировать лишь довольно состоятельных клиентов. Райффайзенбанк, «Банк Сосьете Женераль Восток» (BSGV) и открывающийся в декабре офис английского НSВС предлагают клиентам с несколькими сотнями тысяч долларов услугу private banking. В нее может входить и wealth management, и доверительное управление активами, и др.
«Я не верю, что wealth management может работать для любой суммы, — говорит Евгений Туткевич, член правления и финансовый директор российского отделения Райффайзенбанка. — Персональный финансовый консалтинг — наиболее сложная часть розничного банковского сервиса, и для него требуются высококлассные (и наиболее дорогие!) специалисты. Девушка после института, прошедшая трехмесячный тренинг, не в состоянии выполнить подобную работу».
У Ситибанка, впрочем, тоже есть специальный пакет услуг — CitiGold. За фиксированную годовую плату (примерно $160) индивидуальный менеджер определит отношение клиента к риску, предложит на выбор финансовые инструменты в России или же поможет открыть счет в лондонском центре банка, что даст возможность вести операции по всему миру. Подобная услуга доступна клиентам, располагающим как минимум $50 000.
На фоне private banking любые услуги для массового потребителя могут показаться набором банальностей: «Чтобы не потерять, держите средства в долларах, а хотите рискнуть — купите ПИФ». Однако конкуренты снимают перед Ситибанком шляпу: всякий, кто берется объяснять рынку практическую пользу финансовых инструментов и заставляет задуматься о долгосрочном планировании расходов и доходов, воспитывает будущих клиентов и для других банков. «Если вы ничего не понимаете в опере, вы на нее и не пойдете, — объясняет директор по инвестиционным продуктам ИК «Атон» Евгений Зайцев. — Если вам понадобилось на нее сходить, сначала кто-то должен объяснить, что есть Верди, есть Бизе, а есть Мусоргский. И чем один отличается от другого. Что больше понравится — решать тому, кто на оперу идет. Но без объяснений он может до нее не дойти».