Столичное правительство реконструирует аэропорт «Внуково». Но контролируют «воздушные ворота» Москвы другие структуры
Простоявший 10 лет около здания Внуковского аэровокзала памятник реактивному самолету Ту-104 скоро демонтируют. Его перенесут на центральную улицу поселка Внуково, а рядом с аэропортом будет построена гостиница на 900 мест.
Московский аэропорт «Внуково» через шесть лет должен расшириться и приобрести более современный вид. Осенью прошлого года по настоятельной просьбе столичной мэрии федеральное правительство передало ОАО «Аэропорт Внуково» Москве. Мэр столицы Юрий Лужков пообещал сделать аэропорт «главными воздушными воротами Москвы». Месяц спустя московские чиновники утвердили шестилетний план развития авиаузла, который призван увеличить его пропускную способность более чем в десять раз — до 22 млн пассажиров в год. На строительстве московское правительство, как правило, не экономит. Вот и в этот раз затеянные преобразования чиновники оценивают в $1,3 млрд. Площадь аэропорта предстоит увеличить до 1000 га с нынешних 700, вокзал реконструировать, взлетные полосы удлинить, к комплексу проложить хорошие дороги и протянуть наземную линию метро.
Оправданы ли такие траты? Можно смело утверждать: при нынешней структуре собственности аэропортового комплекса вкладывать деньги во «Внуково» московскому правительству нет абсолютно никакого смысла. Компании «Аэропорт Внуково» фактически принадлежит только здание аэровокзала. Остальная инфраструктура давно была приватизирована, активы разошлись по разным сервисным фирмам.
Членом наблюдательных советов нескольких таких фирм является Виталий Ванцев, гендиректор компании «Международный аэропорт Внуково». Из-за сходства названий его компании и самого аэропорта Виталия Ванцева иногда путают с директором аэропорта (Василием Александровым).
Выручку всего комплекса в прошлом году Ванцев оценивает в $200 млн. Большинство операций приходится на несколько частных компаний, которые складируют и обрабатывают грузы, заправляют и ремонтируют воздушные суда, оказывают другие услуги — начиная от бронирования билетов и заканчивая доставкой пассажиров от здания вокзала до самолетов. Доля «Аэропорта Внуково» в этих фирмах — либо меньше контрольного пакета, либо отсутствует вовсе. Выручка переданной правительству Москвы структуры, по данным Forbes, составила лишь $27 млн.
После окончания первого этапа реконструкции новые мощности позволят довести общую выручку аэропортового комплекса до $1 млрд. Самому аэропорту из этого миллиарда будут перепадать несколько сотен миллионов. Да и то, если новый хозяин аэропорта сможет убедить сервисные компании делиться прибылью.
В московском правительстве над этим сейчас работают. По информации Forbes, чиновники склоняются к варианту проведения концессионных конкурсов на использование ресурсов авиаузла за определенные отчисления.
Виталий Ванцев эту идею поддерживает. «Это практикуется во всем мире», — поясняет он. Но все же оговаривается: конкурсам должна предшествовать попытка договориться с компаниями-операторами напрямую.
Камнем преткновения может стать размер концессионных сборов. Ванцев признает, что в европейских аэропортах концессионеры обычно отчисляют аэропорту 6%. Но предлагает для внуковских операторов ставку на уровне 1%. «Хотя бы в течение первых пяти лет она должна быть минимальной, — говорит Ванцев. — Дальше, с увеличением объема, ее можно поднимать».
Некоторые конкурсы будет не так просто провести. Как, например, устроить соревнование на снабжение авиаузла топливом, если заправочный комплекс приватизирован? Сейчас горючее поставляет компания «Топливо-заправочный комплекс». Она в свою очередь принадлежит «Авиационно-нефтяной компании», совладельцами которой считают Виталия Ванцева и его отца.
Московские чиновники уверены, что могут диктовать условия любой внуковской монополии. «Земля во Внукове принадлежит Москве, — говорит один из них. — В случае активного сопротивления заставим очистить ее от «лишних» построек, а на это место пригласим работать другого оператора».
Руководитель топливозаправочного комплекса одного из московских аэропортов сказал Forbes, что желающих участвовать в «топливном» конкурсе найдется достаточно, но лишь при одном условии — если московское правительство создаст необходимую для оказания услуг базу. Проще говоря, для привлечения альтернативного оператора нужно будет построить еще один топливозаправочный комплекс.
Можно ожидать, что примерно на таких же условиях в конкурсах примут участие альтернативные компании, специализирующиеся на складских услугах, погрузочно-разгрузочных работах и перевозке пассажиров по территории аэропорта. Иными словами, в ближайшее время «Внуково» превратиться в арену ожесточенной борьбы за право вести здесь бизнес.