К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Голевое чутье


На чем зарабатывает деньги новый владелец ФК «Динамо-Москва»

В 1973 году 18-летний военнослужащий спортивной роты дивизии имени Дзержинского Алексей Федорычев был приглашен на просмотр в дублирующий состав московского футбольного клуба «Динамо». Похвастать нечем, в команду молодого спортсмена не взяли. «Динамовская молодежь тогда была чрезвычайно мощной, в «дубле» поигрывали такие знаменитости, как Анатолий Кожемякин, Анатолий Байдачный. Попасть в состав было очень престижно и очень сложно — это была мечта», — вспоминает Федорычев.

Времена изменились. «17 сентября 2004 года президиум центрального совета общества «Динамо» принял решение о передаче 51% акций ФК «Динамо-Москва» компании Fedcominvest, президентом которой является Алексей Федорычев…», — сообщает официальный сайт футбольного клуба.

«Я всегда был и буду неравнодушен к московскому «Динамо», — говорит Федорычев в интервью Forbes. — Это любовь на всю жизнь». Руководство спортивного общества некоторое время присматривалось к влюбленному (с марта 2004 года Fedcominvest выступает генеральным спонсором «Динамо»), но, наконец, ответило взаимностью. «Напомним, что господин Федорычев сумел вывести из кризиса клуб Monaco, спонсором которого он в данный момент является», — таково официальное объяснение, почему именно Fedcominvest переданы акции «Динамо».

 

Действительно, те €3,5 млн, которые Fedcominvest ежегодно тратит на Monaco, благотворно сказываются на делах клуба. В прошлом году команда из крошечной европейской страны дошла до финала Лиги чемпионов, разгромив по пути Chelsea Романа Абрамовича. А вот для описания положения, в котором сейчас находится «Динамо», вполне подходит слово «кризис».

До сих пор 76% акций команды распоряжался центральный совет ВСФО «Динамо» под руководством первого замдиректора ФСБ России генерал-полковника Владимира Проничева. Однако высокое покровительство клубу не помогло— впервые за свою историю он столкнулся с реальной угрозой вылететь из Премьер-лиги российского чемпионата. «Мы этого просто не допустим, — кипятится Федорычев. И добавляет: — Я буду вкладывать туда очень большие деньги, до $150 млн в ближайшие три года». Откуда эти деньги?

 

Запах серы

В начале 90-х Алексей Федорычев занимался обычным для той эпохи бизнесом: куплей-продажей всего, что попадется под руку. «Тогда не было никаких денег, одни зачеты и бартер, — вспоминает Федорычев. — И вот Октябрьская железная дорога в обмен на поставленные шпалы предложила нам апатитовый концентрат, лежавший на складе Приднепровского химзавода на Украине. Так мы оказались на химическом рынке». Из апатитового концентрата можно производить фосфорные удобрения, но для этого нужна серная кислота. Ее, в свою очередь, делали из серы. Так Федорычев в 1992 году познакомился с «Астраханьгазпромом», крупнейшим в СНГ производителем этого продукта.

К тому моменту на складах предприятия скопилось 2 млн т желтого минерала. «Российская сера на мировой рынок не поставлялась никогда, все шло на внутреннее потребление, — говорит Алексей Федорычев. — Мы первые попробовали ее экспортировать». Для обслуживания этих поставок в Монако была зарегистрирована компании Fedcominvest — «в княжестве благоприятный налоговый режим». Еще в самом начале 90-х Федорычеву, который на первые заработанные деньги путешествовал на автомобиле по Европе, пришлись по душе пейзажи Лазурного берега — «здесь находиться приятно для глаз». В 1994 году бизнесмен перебрался на постоянное место жительства в Монте-Карло.

Прошло 10 лет. Алексей Федорычев по-прежнему обитает в роскошной квартире на Лазурном берегу, стоимость которой французская пресса оценивает в €14 млн. С 1996 года его компания выступает титульным спонсором футбольного клуба Monaco. «Мы очень благодарны Монако за то, что Fedcominvest работал и работает здесь в комфортных условиях. Для меня важно дать что-то взамен», — объясняет предприниматель. Расчет очевиден: благодаря сотрудничеству с Monaco Федорычев стал своим на Лазурном берегу. В сравнении с нынешними масштабами его бизнеса затраты на европейский футбол не столь велики.

 

Fedcominvest теперь — крупнейший в мире продавец серы, в‑2003 году компания поставила потребителям свыше 4,5 млн т этого продукта — 30% всего объема мирового рынка. Большую часть товара дает завод по производству гранулированной серы, который еще в 2000 году Федорычев на паях с «Астраханьгазпромом» построил в дельте Волги. Основные потребители — страны Северной Африки и Ближнего Востока, в том числе Иран, Тунис, Марокко, Ливан, Египет.

«Fedcominvest очень вовремя «сел» на серу. И сейчас на каждой экспортной тонне он зарабатывает около $7–8, — делится с Forbes своими подсчетами московский коммерсант, попросивший не называть его имени. — Может быть, это дело случая, а может быть, у Федорычева в бизнесе потрясающее чутье, которое в футболе назвали ли бы голевым».

«Секрет успеха российской серы на мировом рынке заключается в постоянном совершенствовании системы доставки продукции от места производства к потребителю», — добавляет Питер Палмс, глава консалтинговой компании Palms & Company из Сиэтла. Дело в том, что уже много лет мир производит больше серы, чем нужно; выигрывает конкуренцию тот, кто может лучше других организовать транспортировку этого товара. В конечной цене серы доля транспортных расходов составляет 75%. Эти деньги Fedcominvest оставляет себе. В активе компании — удачное расположение основного производства, более двух десятков судов для транспортировки продукции, доли в морском порту Южный на Украине и речном Усть-Донецком порту в Ростовской области.

Прибавьте к этому экспорт свыше 1 млн т минеральных удобрений и долевое участие в двух заводах по производству этой продукции на Украине. «Оборот моей компании превышает миллиард долларов в год», — нехотя признается Федорычев.

Живи футболом, торгуй футболом

С большей охотой бывший футболист говорит о перспективах своего бизнеса: «Во времена СССР у нас была мощная перерабатывающая промышленность — комбикормовые, спиртовые заводы и собственной пшеницы едва хватало для удовлетворения внутренних нужд, ее приходилось даже импортировать. Теперь тех же комбикормов Россия производит намного меньше, в итоге мы появились на мировом рынке как крупный продавец зерна. Тем, кто первым взялся за этот бизнес, удалось довольно быстро сколотить серьезный капитал». В этом году флот Fedcominvest, по прогнозам, вывезет из России около 3 млн т выращенного в южных регионах зерна, это направление в бизнесе компании будет развиваться.

 

«Новая задача для нас сегодня — стать одним из самых крупных судовладельцев в мире. Сейчас мы в серединочке рейтинга, хотим быть в первой десяточке. Но не для того, чтобы продавать транспортные возможности — мы будем возить свои грузы», — строит планы Федорычев.

Если деньги можно делать на сере — почему не делать их на футболе? «Российский футбол сегодня в сложной ситуации, потому что ни один российский клуб не работает как бизнес. Владельцы команд слишком завышают цены на игроков», — говорит Федорычев. Но ситуацию можно исправить: «Надо лишь немножко помочь «Динамо», чтобы завтра клуб жил на собственные деньги. То, что имеет сегодня «Динамо», не имеет ни один западноевропейский клуб: ни Monaco, ни Real, ни другие. Я говорю о серьезной инфраструктуре, вложения в которую позволят клубу зарабатывать в том числе на спортивных сооружениях».

Более или менее понятно, что Федорычев имеет в виду. К концу будущего года «Динамо» должен завершить реконструкцию Малой спортивной арены в Петровском парке. Когда стадион сможет принимать 14‑000 зрителей вместо нынешних 10‑000, начнется реконструкция основной части стадиона, построенной еще в 1928 году. Сейчас Большая спортивная арена вмещает 36‑500 зрителей, но будет расширена до 50‑000; площадь подтрибунных помещений вырастет с нынешних 19‑000 кв. м до 140‑000 кв. м. Как еще год назад рассказывал гендиректор ФК «Динамо-Москва» Юрий Заварзин, на этой площади можно будет разместить магазины, торгующие не только спортивной атрибутикой.

Кроме того, в Петровском парке рядом с Малой спортивной ареной построят торгово-офисный комплекс площадью 12 000–14 000 кв. м, арендаторы этого комплекса будут приносить «Динамо» до $3 млн в год. Наконец, инвестиции требуются на окончание строительства базы «Динамо» в подмосковном Новогорске: футбольный манеж и три поля, бассейн, тренажерный зал, гостиница. Прямых доходов это сооружение не принесет, но по прошествии определенного времени можно будет с выгодой продавать тренировавшихся на этих полях футболистов в другие клубы. Недаром же Федорычев так упорно твердит о необходимости поддерживать и развивать детскую спортивную школу «Динамо».

 

«Конечно, это все более сложные проекты, чем, допустим, строительство и продажа жилья, — признает предприниматель, — но и спортивные сооружения могут приносить прибыль». Словом, планов у бизнесмена из Монако много.

Лишь двумя вещами Федорычев наотрез отказывается заниматься. Первое — учить жизни игроков и тренеров своей команды: «Это очень большая ошибка, когда совладелец футбольного клуба лезет в дела команды, начинает давать указания тренеру. Я, по крайней мере, не рекомендую этого делать акционерам футбольных клубов. Конечно, как член совета директоров ФК «Динамо», я вместе с коллегами принимаю решения, находящиеся в нашей компетенции, но прежде мы заслушаем планы тренера, генерального директора».

И второе — покупать еще какие-либо футбольные клубы. «Меня буквально засыпали предложениями купить ту или иную команду. В основном предлагают приобретать зарубежные клубы, например итальянские. Наверное, потому, что у них очень большие долги». Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов также предлагал Федорычеву элистинский «Уралан». «Однако сейчас мне интереснее всего заниматься проектом с «Динамо», — говорит предприниматель.

Это, впрочем, не мешает Федорычеву болеть за другие российские команды, если они вступают в единоборство с иностранными клубами. Мы встречались с торговцем серой в Ростове-на-Дону, в камерном ресторанчике «Париж». Беседа, на которую Федорычев обещал потратить не более 15‑минут, растянулась на час. Однако я понимал, что не позднее 22.35 разговор придется прервать: по телевизору начиналась трансляция матча ЦСКА — Porto. Все так и произошло. В половину одиннадцатого, завершив беседу на полуслове, Федорычев заторопился к экрану: «Извините, ради бога. Такой уж я больной футболом человек».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+