К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В поисках «нового пива»


Российские фонды американского страхового гиганта AIG ищут счастья на‑потребительском‑ рынке. Каковы результаты?

Никогда не стоит терять веры в потребительский рынок — он обязательно будет приносить деньги инвесторам. Такой вывод делает Иван Родионов, управляющий директор одного из самых известных в России фондов прямых инвестиций — AIG-Brunswick Millenium Fund.

Фонд был создан еще в 1996 году крупнейшей американской страховой компанией AIG, которая всегда старается инвестировать в ту страну, где собирает страховую премию. Помимо AIG свои деньги в фонд вложили несколько десятков крупных иностранных пенсионных фондов, компаний и банков. Всего AIG-Brunswick удалось собрать $287 млн.

Теперь предстояло решить, куда направить эти деньги. За время работы фонда управляющие изучили более 1000 компаний. Среди них требовалось отыскать такие, чья стоимость за три-четыре года могла вырасти как минимум вдвое. Только так можно обеспечить доходность, которая удовлетворила бы инвесторов.

 

Фонд не раскрывает названия всех компаний, в чьи акции в итоге были вложены деньги. Известно, что одним из первых проектов AIG-Brunswick стал Торговый дом ЦУМ: 16-процентный пакет акций универмага фонд купил еще в 1996 году, а продал в начале 2001-го, когда предприниматель Лев Хасис собирал контрольный пакет ЦУМа.

Был также единственный проект в нефтяной отрасли — в 1998 году фонд вложился в нефтяную компанию Khanty Mansiysk Oil Corporation (KMOC). В 2003-м KMOC целиком была выкуплена за $285 млн четвертой по величине нефтяной компанией США Marathon Oil.

 

В 1997 году AIG-Brunswick стал инвестором крупнейшей в то время в России IT-компании IBS. С тех пор компания выросла в несколько раз, ее оборот составил в 2003 году $506 млн. Другое дело, что фонду так пока и не удалось продать свои 22% акций IBS. Такая возможность представилась было в 2001-м, когда компания планировала разместить свои акции на бирже NASDAQ. Но пока готовились документы, на технологическом рынке начался кризис, и затею отложили до лучших времен. «Сегодня тенденция мировых рынков непонятна, мы ждем определенности. А в России на рынок выходить можно лишь в случае крайней необходимости», — говорит президент IBS Анатолий Карачинский.

Несмотря на то, что в портфеле фонда были проекты из самых разных отраслей, Родионов, доктор экономических наук и автор 15 книг, уверен, что инвестировать нужно в первую очередь в компании, ориентированные на конечного потребителя: «Люди всегда будут пить, есть, одеваться, развлекаться. В отличие от государства, которое как потребитель может принимать то одну, то другую стратегию». Потребительский рынок в России действительно на подъеме: по данным Росстата, реальные доходы населения (с учетом инфляции) в 2003 году выросли на 14,5%, а оборот розничной торговли увеличился на 8%.

Но как выбрать достойные компании? Раньше большой популярностью у иностранных фондов пользовались розничные сети и производители пива. За три последних года, по данным отчета «Объединенной финансовой группы», пивной рынок вырос на 50%.

 

Сегодня найти «новое пиво» непросто. Поиском перспективных компаний теперь занимается новый фонд, созданный AIG. На этот раз — на паритетных началах с группой «Интеррос». Компании вложили в AIG-Interros RCF (Russian Century Fund), созданный в конце прошлого года, по $50 млн и сейчас готовятся объявить о первом своем проекте. Всего же изучаются 15 перспективных компаний. По словам управляющего нового фонда Виктора Некрасова, бывшего начальника управления инвестиционных проектов «Интерроса», интересными для фонда остаются производители товаров народного потребления, сети супермаркетов, производители стройматериалов. Типичный кандидат: компания с готовым брэндом, которой нужны дополнительные средства на рекламу и на приобретение сходной по масштабам компании из того же сектора.

Но отбор успешных компаний на потребительском рынке стал сродни поиску золота на Диком Западе — найдя «золотую жилу», каждый старается сохранить свое открытие в тайне. «Сейчас дефицит хороших компаний: как только кто-то что-то узнает, сразу выстраивается очередь», — говорит Родионов. Естественно, удачи добивается тот, кто встал в эту очередь первым.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+