Бывший глава МФК призывает к осторожности в инвестициях
Есть ли смысл сейчас вклАдываться в новый бизнес? Лучше повременить, предостерегает бывший председатель правления банка МФК Михаил Зайцев, возглавляющий небольшую инвестиционную компанию Eastern Gate Group. По его мнению, во многих отраслях экономики сейчас начался процесс консолидации — это заметно прежде всего в финансовом секторе. «Надо подождать, чтобы вся пыль улеглась», — поясняет банкир.
Зайцев — один из самых известных участников российского рынка капиталов. Он начинал валютным дилером еще во Внешэкономбанке СССР, пять лет проработал в инвестбанках на Уолл-стрит, а после кризиса 1998-го принимал участие в реструктуризации Токобанка, МФК и Инкомбанка, проводил слияние МФК и Росбанка. Поработав некоторое время первым зампредом Росбанка, он в 2003 году решил заняться собственными инвестиционными проектами.
Основанная еще в 1998 году Eastern Gate, по определению самого Зайцева, сегодня работает как «инвестиционный бутик»: помогает клиентам реструктурировать активы, составлять инвестиционный портфель, выступает в роли посредника в сложных сделках.
Недавно, например, она организовывала продажу одного крупного автодилера другому — продавец и покупатель поручили провести сделку Зайцеву (они оба были с ним знакомы). О том, что акции автодилера сменили владельца, не узнали даже сотрудники компании: Зайцев сам убедился в этом, зайдя в салон как обычный клиент. «Автомобильный рынок очень специфический, конкурентам не‑всегда нужно знать, что вот такой-то дилер принадлежит теперь вот такому-то хозяину пяти других», — говорит Зайцев.
Большинство других клиентов Eastern Gate также из ближнего круга банкира. Еще по учебе в МГИМО он был знаком с Сергеем Саркисовым. Сейчас Саркисов — гендиректор страховой компании «РЕСО-Гарантия», а Зайцев помогает ему расширять бизнес. Специалисты Eastern Gate провели для РЕСО сделки по приобретению страховых компаний в Литве, Казахстане и на Украине; сейчас они ведут переговоры с Европейским банком реконструкции и развития — РЕСО готова продать ЕБРР до 10% акций. «Это персонифицированный бизнес, — говорит Саркисов о компании Eastern Gate. — Назовите крупных консультантов, у которых бизнес основывается не на личных связях».
Обычно компания Зайцева получает комиссионные за проведенные сделки, но иногда клиенты платят за услуги не только деньгами, но и акциями. Таким образом Eastern Gate становится участником нового для себя бизнеса.
Нынешняя нестабильность на банковском рынке открывает перед Зайцевым, специалистом по реструктуризации, большие возможности. Он вообще считает, что банковский рынок сохраняет потенциал. «Будет востребован «торговый банк» — коммерческий банк, который оказывает услуги достаточно узкому кругу компаний и VIP-услуги частным клиентам, а с «улицей» не работает», — говорит Зайцев.
Но все-таки больше внимания он рекомендует уделить не банкам, а российским страховым компаниям, которые по уровню развития «лет на пять отстают от банков» и имеют больший потенциал роста.
А вот инвестировать в недвижимость Зайцев пока не советует, так как этот рынок сильно перегрет и его участники часто не осознают риски, которые на себя берут. Возможно, состав участников рынка будет меняться: «Нужно дождаться коррекции, и тогда недвижимость снова станет интересной».
Неопределенность царит и на фондовом рынке. «Ситуация нервная, многие уходят в кэш», — описывает Зайцев нынешние настроения. Если и имеет смысл во что-то вкладывать деньги, говорит он, так это в корпоративные облигации, цены на которые существенно упали из-за кризиса ликвидности.