К чему привела попытка возродить советскую систему бытового проката
Готовим сани летом, — деловито поясняет Наталья Шубина, пробираясь к себе в кабинет между ящиками с новенькими, пахнущими кожей и сталью хоккейными коньками. Деревья еще стоят зеленые, а Шубина уже озабочена покупкой карнавальных костюмов к Новому году. Клиент должен иметь возможность одеться по вкусу — хоть графом Дракулой, хоть ангелом. Основные принципы ведения своего бизнеса Шубина уже освоила, хотя и владеет сетью универсальных бытовых пунктов проката «Бегемот» недавно.
Всего полгода назад «Бегемот» откололся от сети «Прокат.ру», созданной еще в 2002-м известным предпринимателем Андреем Озолинем. Технологии и ассортимент бывшие «родственники» используют одинаковые.
Смысл деятельности обеих сетей также остался прежним, и Шубина его охотно объясняет: «Люди с небольшим достатком скорее возьмут вещь напрокат, чем будут ее покупать. Тем более если используется она редко, как, например, оборудование для ремонта. Да и когда попробовал товар, легче решить, надо ли покупать или можно без него обойтись».
Разошлись прокатчики в вопросе, как развивать свою сеть. «Прокат.ру» занят исключительно созданием франчайзинговой сети под своим брэндом. Сейчас у фирмы всего один демонстрационный салон в Москве и пять франчайзеров в городах Урала и Сибири. «Бегемот» же настаивает на развитии собственной сети в Москве. У Шубиной пять пунктов в столице и один франчайзи в Новосибирске — компания «Нужные вещи».
За право работать под маркой «Бегемот» новосибирцы заплатили $1000, плата с каждого пункта составляет $100 в месяц. «Мы обратились к москвичам, потому что понимали: рисков в прокатном бизнесе много и лучше использовать чей-то пример. Я уверен, что без посторонней помощи на этом рынке не обойтись», — говорит совладелец ЗАО «Нужные вещи» Игорь Кондратьев.
Действительно, опыт — самое ценное в прокатном бизнесе. Два года назад, когда основатели «Прокат.ру» возрождали этот вид услуг, действовать приходилось наобум. Спросить было не у кого. Советская система бытового проката умерла, технологии специализированных рентагентств (автомобили, акваланги, альпинистское снаряжение) универсальному пункту не подходят. «Закупили детские товары, строительный инструмент, бытовую технику, спортивный инвентарь — всего 70 наименований на $100‑000. И только потом начали выяснять, что пользуется спросом», — рассказывает гендиректор «Прокат.ру» Андрей Измайлов.
Выяснилось, например, что ласты, бинокли и фотоаппараты для подводной съемки напрокат берут редко. Зато весы для новорожденных (550 рублей в месяц) идут «на ура». Летом народ охотно берет спальные мешки и палатки, зимой — лыжи, сноуборды, коньки. Пару месяцев назад «Бегемот» по совету клиентов добавил в свой ассортимент костыли и кресла-каталки.
Отдельный вопрос — как долго эксплуатировать ту или иную вещь? «Мы не будем ждать, пока клиенты начнут жаловаться на неисправности», — поясняет Наталья Шубина. Причиной списания товара станет не физическое, а моральное устаревание — если на рынке появится принципиально новая модель этого прибора, ее тут же купят и выставят на полку. А старую продадут по сниженной цене.
Наконец, следует решить, почем сдавать, к примеру, электродрель или беговую дорожку? «Рассчитать цену заранее невозможно, — поясняет Шубина. — Мы выставляем товар по низким ценам и смотрим, как его берут. Если хорошо, цену увеличиваем».
Решив поучаствовать в такого рода маркетинговом исследовании, я обратилась в пункт проката «Бегемот» у метро «Павелецкая». Выясняется — не такое уж быстрое и дешевое удовольствие. Помимо платы за аренду, нужно оставить залог в размере стоимости товара — за цифровой фотоаппарат с флэш-картой, например, 8500 рублей. Или потратить на карточку постоянного клиента 80 рублей и два дня ожидания, пока охранное предприятие проверяет вашу анкету. «За всю практику в наших салонах проката было всего три случая невозврата — фотоаппарат, CD-плеер и видеокамера, — с удовольствием констатирует Шубина. — Я и не думала, что у нас люди такие сознательные».
Еще один нюанс — «прокатный день» в «Бегемоте» заканчивается в 17‑часов. Так что если вы взяли товар утром, а вернете в восемь вечера — платить придется за два дня.
Свой фотоаппарат я в результате получила — как и полагается в прокате, опломбированный, чтобы у клиента не было соблазна заглянуть внутрь сложного бытового прибора. За пользование чудом техники в выходные с меня спросили 770 рублей. Дорого? Многих устраивает. В прошлом году пункты, составляющие сейчас сеть «Бегемот», получили $170‑000 выручки, каждая точка в среднем принесла $8400 прибыли.
Правда, сейчас «Бегемот» работает «в ноль», вся прибыль идет на развитие компании. «Я подсчитала: чтобы серьезно зарабатывать, нужно иметь в городе 30 салонов», — говорит Наталья Шубина. Хозяйка рассчитывает на кумулятивный эффект от роста сети. Каждый новый пункт служит рекламой подзабытой услуги, так что увеличение числа точек втрое может привести к росту выручки, скажем, в пять раз.
Уже в следующем году «Бегемот» откроет в Москве десять новых салонов проката. Шубину вдохновляет пример зарубежных коллег. По данным Американской ассоциации прокатчиков, в прошлом году люди во всем мире потратили на аренду разнообразных товаров (исключая автомобили и жилье) $25 млрд.