К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Студенты — оптом


Биржа труда для учащихся вузов оказалась 
неплохим бизнесом

Вопрос: во что превратились стройотряды с их романтической эстетикой, кострами и гитарами? Ответ: в крупную сервисную организацию с четкой структурой, тысячами работников и миллионами долларов выручки.

Вот как это было.

«В канун 8 Марта 1997 года мы сидели с друзьями в одном из общежитий, — вспоминает бывший студент МГТУ имени Н.Э. Баумана Максим Мищенко, — с деньгами всегда были проблемы, а тут совсем прижало, девушке подарок не на что купить. И мы решили с этим бороться». Кинули клич среди студентов — кто хочет поработать грузчиками, уборщиками, курьерами? Раскидали по городу листовки: «Голодный студент ищет тяжелую работу». Свели работников с работодателями. Бизнес закипел.

 

Сейчас Максиму Мищенко 25‑лет, и он президент организации «Студенческая община». Максим занимает неплохой кабинет с диваном и аквариумом в приемной. Под его началом 4500 человек, объединенных в 27 отрядов. Стратегические решения президент принимает вместе с «советом директоров» из четырех комиссаров, каждый из которых отвечает за свое бизнес-направление. «Мы — полноценный субъект рыночных отношений», — резюмирует Мищенко.

«Тяжелая работа для голодных студентов» — погрузка-разгрузка, мытье окон, уборка территории и тому подобные вещи — теперь лишь одно из направлений деятельности. Для подрядчиков таких работ в офисе «Общины» висит уведомление: «Уважаемые грузчики, вы можете получить зарплату в воскресенье с 10 до 19 часов».

 

А вот другое объявление: «Требуются молодые люди атлетического телосложения — рост 185 см, размер одежды 50–52 и больше — для участия в презентации». Это уже совсем иная работа. Студенты и студентки торгуют кока-колой на улицах Москвы, раздают рекламные листовки на выходе из метро, убирают номера в гостиницах, прислуживают на банкетах. В общем, появляются везде, где требуется временная рабочая сила без особой квалификации.

Год назад Мищенко пригласил «Мисс Бауманка-2003» Дашу Соболь для создания в структуре сообщества модельного агентства. Ярко накрашенных сотрудниц этого подразделения сейчас можно встретить на выставках, банкетах и презентациях. Моделям «Община» платит по самым высоким ставкам — день неспешных прогулок по выставке стоит $50. Для сравнения: час работы горничной в отеле стоит 55 рублей, официанта — 55–60 рублей, час в промоакции — 80–90 рублей. Местной элитой считаются бойцы стройотрядов — мобильных бригад, выезжающих в Сибирь и на Урал. «За два летних месяца можно заработать до $1500. Бойцов отбирают самых крепких и выносливых, конкурс — три человека на место», — поясняет Мищенко.

Почасовая оплата труда — следствие особой кадровой политики «Студенческой общины». Никто из работников не получает твердую ставку и не обязан трудиться полный рабочий день. «Мы решили, что студенты будут работать тогда, когда им удобно, а не когда это нужно работодателю», — разъясняет Мищенко. По его словам, сделано это для того, чтобы увлекшихся работой студентов не отчисляли из вузов. Поэтому многие готовы работать всего 1–2 дня в неделю.

 

Но когда на пару часов в неделю выходят на работу тысячи человек, в итоге получается немалый объем работ. Годовой оборот «Студенческой общины», по оценке Forbes, уже превысил $2 млн, и каждый год растет на 10–15%. Единственное, что отличает «Студенческую общину» от успешной коммерческой компании,  —  статус региональной общественной организации. Эта форма работы обеспечивает упрощенный порядок ведения бухгалтерии, но разрешает организации тратить прибыль только на собственное развитие. Никаких дивидендов основателям.

Президенту «Общины», должно быть, обидно, что бизнес приносит ему всего лишь $700 в месяц в качестве зарплаты? Нет, не обидно. Мищенко говорит, что за удачные проекты он получает «премиальные». Размер премиальных не раскрывается.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+