Ford Motor могут лишить льгот в России
Немецкий концерн Volkswagen готовится открыть производство в Подмосковье. Собственный завод в России желает иметь японская Toyota. Инвестиционный бум? Возможно. Но вот что настораживает: западным концернам весьма непросто выполнить свои обязательства по использованию в производстве российских комплектующих.
Американская Ford Motor, наладившая выпуск моделей Ford Focus во Всеволожске (Ленинградская область), должна к июлю 2007 года «локализовать» производство машин на 50%. Под это обязательство российское правительство освободило все ввозимые на завод комплектующие и оборудование от таможенных пошлин. Экономия на таможенных платежах только за первый год работы предприятия, когда оно еще не вышло на полную мощность, составила около $20 млн. Общую стоимость всех использованных льгот Ford Motor не сообщает.
Уже в момент запуска производства российская доля в Focus составляла 20% — расходы на зарплату сотрудников и аренду земли, амортизация. Представитель Ford Екатерина Кулиненко говорит, что за два года Ford довел цифру до 25%, заключив договоры с 14 поставщиками. В основном российские партнеры снабжают Ford простейшими деталями — ковриками, брызговиками, бачками стеклоомывателя. Поднапрягшись, менеджеры завода могут таким путем довести локализацию до 40%. Но как быть дальше?
Руководитель АвтоВАЗа Владимир Каданников, например, говорит, что расходы на металл и двигатель в стоимости автомобиля составляют 60%. Оценку подтверждает аналитик инвестиционной компании «Атон» Алексей Языков. Пока эти элементы в Focus полностью импортные.
Выходом для компании могло бы стать использование российской стали. Переход на изготовление кузова из местной продукции может прибавить Focus еще 15% локализации. Лучшие сплавы для автопроизводителей в России производит «Северсталь». Переговоры между этой компанией и Ford Motor ведутся уже два года, но качество продукции «Северстали» американцев пока не удовлетворяет.
Вопрос о налоговых послаблениях для американского автогиганта в‑России собирается выяснить в следующем году Счетная палата РФ. Если Ford Motor не решит проблему локализации, то правительство — теоретически — может потребовать от компании возврата всех недоплаченных пошлин.