К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Деньги на полку


В «самой читающей стране» книги становятся еще и выгодным объектом инвестиций

Андрей Хазин, сенатор от костромской областной думы, вот уже около 20 лет коллекционирует книги. Его библиотека начиналась с дореволюционной военной энциклопедии, выпущенной в издательстве Сытина, и знаменитого словаря Брокгауза и Ефрона. «В‑начале 80-х я, будучи еще школьником, зашел в Дом книги на Новом Арбате, увидел эти два многотомных издания и подумал, что, наверное, у меня их никогда не будет, потому что они вместе стоили как несильно подержанные «жигули», — рассказывает Хазин. Прошло время, деньги у Хазина, занимавшегося в 90-х банковским бизнесом, появились, и сейчас он гордится своей библиотекой: 14‑000 томов, основная тематика — государственное устройство, книги по истории и энциклопедические словари.

Хазин — один из тех, кого всерьез увлекло коллекционирование. Кожаные переплеты, золотое тиснение, запах старой бумаги манят не меньше, чем блеск монет. Но интерес подстегивает и бешеный рост цен на книги, который продолжается уже не первый год.

Объясняется это удорожание довольно просто. С ростом благосостояния увеличивался и спрос на книги, причем не только со стороны коллекционеров. «Интересно, что в последние годы цены на многотомные издания растут быстрее, чем цены на старые книги в целом, — говорит Хазин. — По-видимому, это связано с модой на наличие старых книг в доме, и многие «ценители» покупают не то, что интересно было бы прочесть, а то, что красиво смотрится в шкафу».

 

Огромную роль играет мода. Часто покупатели обращают внимание на то, какие книги стоят на полке в кабинете у известного политика или бизнесмена, и стремятся украсить свой шкаф тем же. Одно время признаком «хорошего тона» служила четырехтомная «Царская охота на Руси» 
Н. И. Кутепова, изданная в 1896–1911 годах, — на фоне этих книг, приобретенных для библиотеки Кремля, снимались телевизионные ролики президента Ельцина. «В 1998-м «Охота» стоила порядка $25‑000, — вспоминает директор салона «Золотая библиотека» Евгений Суровцев, — сейчас цена доходит до $100‑000».

Илья Каменский, владелец магазина «Русский библиофил», приводит пример с прижизненным изданием «Евгения Онегина»: «Лет 10 назад оно стоило порядка $10‑000, сейчас цена может доходить и до $150‑000».

 

Общий уровень цен обрисовывает Татьяна Кудянова, заведующая букинистическим отделом магазина «Москва»: «Если раньше редкая книга первой половины XIX века стоила $1000, то сейчас это уже $10‑000. Особенно заметный рост цен произошел за последние три года». Кудянова, как и Хазин, отмечает, что огромным спросом пользуются красивые книги — многотомные издания в кожаных переплетах. Часто их приобретают в подарок без оглядки на цену.

Опрошенные Forbes эксперты сходятся во мнении, что книги будут дорожать и дальше. А это значит, что имеет смысл наведаться в букинистический магазин или к одному из дилеров прямо сейчас.

Что купить?

Коллекционные книги обычно делят на антикварные и букинистические. К первым относят дореволюционные издания, ко вторым — советские. Хотя с такой классификацией согласен не каждый. Илья Каменский, допустим, утверждает, что правильнее делить книги по векам.

 

Как бы то ни было, коллекционный интерес представляют и дореволюционные издания, и редкие советские книги, выпущенные небольшими — до‑2000 — тиражами. Цены самые разные — от $200 за третье издание сборника стихов Мандельштама «Камень» до сотен тысяч долларов за редкие книги.

На многочисленных сайтах объявлений в интернете можно найти массу предложений. Но покупать коллекционные книги лучше всего в специализированных книжных магазинах — там риск приобрести подделку минимален. Подделки и некачественные издания составляют, по оценкам дилеров, около 70% всех продаваемых книг. Илья Каменский из «Русского библиофила» вспоминает, что ему попадались экземпляры с вклейками из‑ксерокопий. «Бывают случаи, когда в оригинальном экземпляре недостает страниц, и тогда из другого экземпляра просто делаются ксерокопии недостающих. Со‑вставленными страницами эту книгу выдают за оригинал», — предостерегает Каменский. Ксерокопия при этом очень качественная — изготавливается на бумаге, по‑текстуре совпадающей с книжной.

Но если отксерокопированные страницы еще можно отличить от оригинальных, то как быть с подделкой автографа? По оценкам Евгения Суровцева из салона «Золотая библиотека», прижизненное издание Достоевского сейчас стоит порядка $10‑000, при наличии автографа писателя цена возрастает в два-три раза — мошенникам есть ради чего стараться. Каждый специалист по книгам хотя бы раз в жизни сталкивался с поддельными «авторскими копиями». Татьяна Кудянова вспоминает случай, когда ее клиент купил у одного из дилеров издание Чехова с подписью писателя, но факт подделки вскрылся только через несколько лет, при попытке перепродать книгу.

Коллекционеры, собравшие библиотеки в тысячи томов, предпочитают приобретать книги через своих дилеров или агентов в букинистических магазинах, которые могут придержать поступивший к ним интересный экземпляр, не выставляя его на прилавок. Время от времени на рынке совершаются уникальные сделки — кто-то покупает библиотеку целиком. По некоторым данным, именно так поступил известный предприниматель Михаил Живило, бывший владелец Новокузнецкого алюминиевого завода и Кузнецкого металлургического комбината, живущий сейчас в Париже. Живило, по словам одного из специалистов книжного рынка, приобрел во Франции библиотеку из 25 000 томов; не так давно он заказал для нее новые кожаные переплеты.

Даже если у коллекционера поначалу нет своего дилера, со временем он обязательно появляется — один или даже несколько. Но настоящих специалистов, известных на всю книжную Москву, не так много. «Человек пятнадцать», — говорит Илья Каменский. Того же мнения Евгений Суровцев из «Золотой библиотеки»: «Сегодня можно найти около 20 человек, хорошо знающих книги, человек 12 из них открыли свои магазины, остальные — это «холодные книжники», то есть те, у которых нет своего места». Иногда дилеры начинают «охоту» за одним и тем же редким изданием, отчего цена на него взлетает до небес. Бывает, что книга дорожает, когда в цепочке между покупателем и продавцом стоит несколько дилеров.

 

Но главная предпосылка для дальнейшего роста цен — сравнительно небольшое количество книг на рынке. Общие тиражи дореволюционных изданий на русском языке не идут ни в какое сравнение с тиражами, выпущенными в европейских странах. С каждым годом книг на рынке становится все меньше. Крупных коллекционеров пока не так много. «Как только на рынок выйдут, например, музеи, цены взлетят в несколько раз», — считает Каменский.

Впрочем, несмотря на то, что книги продолжают дорожать, ни в‑коем случае нельзя подходить к собиранию библиотеки как к единственному способу вложения капитала. Куда более разумно применить подход, используемый обычно при коллекционировании предметов искусства: собирайте то, что нравится вам самим. Тогда вы по крайней мере не потратите деньги на ненужные вам вещи.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+