К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Праздник круглый год


Сочинские бизнесмены пытаются доказать, что на курорт стоит приезжать не только летом и не только ради моря

Вот уж не знаю, как они почуяли, что я действительно не прочь взять такси. Шаг с аэродрома в зал прилета — и на руках у меня повисли два южных человека, умоляющих разрешить им доставить «уважаемого» в Центральный район Сочи. «Всего» за 1000 рублей.

Я говорю, что много раз тут был, все знаю и не желаю платить по 50 рублей за каждый из 20 км, отделяющих Адлер от Центрального района. Уверенно иду на остановку маршрутки, демонстрируя, что мне совсем не трудно тащить в каждой руке по человеку к сумке в придачу.

Отцепляется только один. Я понимаю — если не договорюсь с оставшимся, так и буду всю командировку перемещаться по жаре, как лемур с детенышем.

 

— Пятьсот! — заявляю твердо в ответ на его «Восемьсот!».

— Тогда на «жигулях», — бурчит он, сдает меня водителю синей «пятерки» и рысью устремляется в аэровокзал.

 

Мэрские бруски

Выйдя на знакомую набережную Центрального района, я не верю своим глазам. Казалось, крикливые шашлычники, миазмы во влажном жарком воздухе, песни из репертуара радио «Шансон» — вечный сочинский стиль.

И вдруг — вполне приличные кафе и рестораны. Модные дискотеки с «гоу-дансерами», танцующими для привлечения публики на постаментах у входа. Занятные сувенирные лавочки и лотки представителей оккультных наук — тут и «Сочинская астрологическая ассоциация «Большая медведица», и «Сибирский волхв», и «прорицательница Ольга Моисеевна». Гуляющие по набережной радостно фотографируются на троне в окружении чернокожих парней, одетых воинами диких племен. Это африканские студенты-стоматологи из Краснодара подрабатывают на каникулах. И даже шансона в море музыки не слышно.

К преображению Сочи приложил руку не только бывший мэр города Леонид Мостовой, полтора года назад приказавший реконструировать набережную, но и пришедший ему на смену в начале 2004-го Виктор Колодяжный. Повсеместно асфальт тротуаров заменяют брусчаткой, которую сочинцы окрестили смачным словом «колодяжки». Пресса обвиняла нового мэра в том, что «колодяжки» делают на заводе его зятя. Колодяжный это отрицает. А вот упреки в использовании административного ресурса при благоустройстве города принимает охотно.

 

— Мы объяснили владельцам кафе и магазинов: приведите в порядок территорию вокруг заведений, и у вас будет больше посетителей. Чтобы предприниматели не боялись вкладывать деньги, мы увеличили срок аренды, — говорит Колодяжный в интервью Forbes.

На набережной в Лазаревском я обедаю в кафе частного предпринимателя Ирины Мотак. Владелица бизнеса с выручкой около 5 млн рублей в год заплатила 370‑000 рублей за брусчатку на 500 кв. м набережной.

— Предложили административные органы, — туманно объясняет Мотак. Бизнес-леди не жалеет: по ее подсчетам, когда набережная стала приморским Арбатом, здесь стало прогуливаться на треть больше народа. Но об увеличении срока аренды Ирина Мотак не слышала.

Подпольная родня

Еще одна примета нового Сочи — бурный рост малого бизнеса. Правда, подпольного.

Речь идет о частных мини-отелях. В государственном реестре предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса Сочи — 228 «учреждений гостеприимства», построенных за всю историю города. А частных мини-отелей здесь, по разным оценкам, от 500 до 1000. Обходится 3–4-этажный корпус на 15–20 номеров в $200‑000–250‑000.

 

Бизнес ладится не у всех: одно дело — построить, другое — привлечь постояльцев и наладить сервис.

— У меня сейчас выставлено на продажу около 40 мини-отелей, — говорит владелец сочинского агентства недвижимости «Негоциант» Павел Никитин.

Масштаб явления очевиден. Вот только большинство таких заведений не зарегистрировано как гостиницы — слишком много административных препон. Пожарникам и налоговикам хозяева говорят: у меня частный дом. А кто в номерах живет? Да родня приехала погостить. В лучшем случае с «родней» заключен договор аренды жилья.

При этом предложения мини-гостиниц — в прайс-листах  московских туроператоров. Броские имена частных отелей — «Утомленные солнцем», «Зеленый попугай» и т. п. — вы увидите и на плакатах в руках бойких мужичков, толпящихся у выхода из аэропорта и железнодорожного вокзала. Эти мужички вообще готовы поселить вас в любом месте, где пожелаете, от 3-звездочной «Жемчужины» до частного сектора.

 

— Тебя и доставят, и разместят. Не дороже, чем напрямую в гостинице, — объясняет таксист, с которым я путешествую по городу.

В целом он прав. Надоедалы у вокзала — агенты турфирм, которые выкупают номера в отелях с оптовой скидкой. Поэтому прибыль они имеют, даже продавая номера по цене, как на «ресепшн». Но если места в дефиците, то накрутки могут быть любыми.

Главная «имиджевая» беда курорта — справедливое мнение отдыхающих, что здесь постоянно нужно держать ухо востро, не то обдерут как липку. У сочинцев, однако, есть оправдание рвачеству: слишком короткий сезон. В этом году, например, купание по-настоящему началось лишь в июле. А скоро уже и сентябрьский бархатный сезон останется позади. Кто не успел нажиться на пляжниках — будет ждать 8–9 месяцев.

[pagebreak]

 

Емкость пляжа

На летние месяцы сочинцам жаловаться грех. По данным курортного управления горадминистрации, на 15 июля заполняемость «официальной» части санаторно-курортного комплекса города составляла 102%. Как такое возможно физически — загадка. Хотя в центре города действительно не протолкнуться, здесь почти московские толпы и автомобильные пробки. В прошлом году на пляжах «летней столицы России» погрели бока 1,2 млн гостей, в этом году здесь ждут 1,5 млн отдыхающих, которых, впрочем, по бархатному сезону сосчитают. Но местные все равно недовольны — в советские годы здесь ежегодно загорали более 4 млн человек.

Тогда сезон был длиннее. Большую часть мест в санаториях распределяли профсоюзы. Если тебе дали путевку в апреле, но за 30% стоимости, спорить вряд ли будешь. Теперь же число льготников стремится к нулю: в курортном управлении даже не могут назвать числа отдыхающих по «казенным» путевкам.

Зато управление экономики подсчитало, что удельный вес санаторно-курортной отрасли в общем объеме производимых городом товаров и услуг — 16%, оборот розничной торговли и общественного питания, которые также «заточены» на туристов, — еще 47%. С учетом транспортников получается, что на курортниках зарабатывают почти три четверти горожан. Поэтому сочинцы ищут способы продлить сезон.

Лечение и развлечения

В «черноморской здравнице» много говорят об идее зарабатывать на оздоровлении соотечественников. 67 санаториев, 27 пансионатов с лечением, 7 оздоровительных комплексов. Впечатляет.

 

На сайте горадминистрации приводятся для сравнения цены недельных оздоровительных туров на курортах Виши и Баден-Бадена — около €2000. «В Сочи за половину этой суммы можно получить полноценный 24-дневный курс санаторно-курортного лечения в фешенебельной здравнице», — уверяет сайт. И добавляет, что для лечения наиболее благоприятны осень, зима, весна.

Неплохая идея, как привлечь людей в мертвый сезон. Если бы работала.

— Люди уже не хотят ехать в санаторий почти на месяц, чтобы оказаться чуть ли не в больнице с жестким графиком процедур и питания, — говорит Людмила Сайдаковская, гендиректор сочинского турагентства SG Tours.

В том же Виши отдыхающий живет в отеле, процедуры по своему выбору проходит в отдельном здании. Причем это большей частью косметические процедуры — сауна, массаж, маски, обертывания и т.д. А в сочинском санатории вам пропишут клизму — и попробуйте отказаться! Стоит ли удивляться, что в этом феврале гостиницы и санатории Сочи были заполнены всего на 12%?

 

Чтобы взглянуть на беды сочинской бальнеологии своими глазами, отправляюсь в Мацесту — комплекс для принятия ванн с целебной сероводородной водой из местных источников. И вот передо мной знаменитое ванное здание, построенное в стиле сталинского ампира. Помпезные колонны поросли мхом. На двери — написанное от руки объявление: «Вход в бальнеолечебницу строго по личным санаторно-курортным книжкам!» Альтернатива — идти оформляться в поликлиническое отделение «Мацесты», где врач принимает за наличный расчет только с 8.00 до 12.00.

Глава правления ООО БГК «Мацеста» Игорь Яковлев говорить с Forbes отказался. Что ж, хвастаться ему нечем. Сравните: в 1991 году посетители Мацесты приняли более 6 млн целебных процедур, включая ванны и ингаляции, а в 2003 году — только 500‑000.

Уезжаю, несолоно хлебавши. Напоследок замечаю: по пояс в остро пахнущей воде реки Мацеста бредет мужчина в рубашке. Должно быть, не оказалось у бедняги санаторно-курортной книжки.

Еще один способ включить в «горячий сезон» хотя бы конец весны и начало осени — убедить туристов, что в Сочи, вопреки расхожему мнению, можно не только валяться на пляже. Местные агентства предлагают прогулки на яхтах и пикники на альпийских лугах, поездки в дельфинарий, экскурсии на чайные плантации, дачу Сталина или к дольменам — каменным гробницам, построенным еще в бронзовом веке.

 

Круглый год работает частный зоопарк, основанный Александром Корниловым. За вход здесь берут 50 рублей со взрослого, 40 — со школьника. Это, конечно, миллионером Корнилова не сделает: доходов едва хватает на кормление 300 животных, один только удав съедает кроликов на 3000 рублей в месяц.

Зато Корнилов — один из крупнейших российских поставщиков крокодилов. Вылупившегося каймана Корнилов продает за рубеж за $200–300, а сейчас у него на подходе три десятка яиц.

Сочинские турагентства делают ставку и на отдых разной степени экстремальности — поездки в горы на лошадях или джипах, сплав по горным рекам на рафтах, полеты на парапланах.

Я сам провел три часа в Воронцовских пещерах, преодолев 3 км в кромешном мраке, оскальзываясь на сырой глине, протискиваясь через узкие щели и ныряя в подземные реки. Фирма «Мастерская приключений», таскавшая меня по подземельям, работает преимущественно в трех нишах: спелеология, скалолазание и самое модное увлечение — каньонинг, спуск в гидрокостюмах пешком или вплавь по каньонам горных рек.

 

Стоимость такого тура, занимающего почти весь день, — 1800 рублей. Гендиректор «Мастерской приключений» Николай Поляков рассказывает Forbes, что спрос на его услуги растет каждый год и выручка за первое полугодие 2004 года уже перевалила за $40‑000.

Впрочем, на экстриме больше всего зарабатывают в Красной Поляне — маленьком горном поселке в 70 км от центра Сочи, который вскоре может стать крупнейшим горнолыжным курортом России.

Прекрасная Поляна

По дороге на Красную Поляну можно остановиться в местечке Казачий Брод, отведать свежеприготовленной форели из местного хозяйства, производящего до 100‑000 т рыбы в год, и осмотреть страусиную ферму. Вскоре горный серпантин, виляя над пропастями, становится столь же красивым, сколь опасным. Сейчас здесь организовано реверсивное автомобильное движение, но тоннель протяженностью 2,5 км, решающий эту проблему, уже пробит и вот-вот будет сдан в эксплуатацию.

Горнолыжный курорт в Красной Поляне появился в 70-х годах. Три года назад была открыта уже четвертая линия канатной дороги на склонах горы Аибги, до высоты в 2228 м — теперь здесь можно кататься с декабря по май. Впечатляет: сняв горные лыжи, можно через часок загорать у моря. Даже сейчас, в середине лета, я беру на вершине в руки почерневший и слежавшийся, но все-таки снег.

 

Здесь есть горнолыжные трассы черной, то есть высшей категории сложности. Можно прокатиться на сноуборде по снежной целине с вершин гор, куда вас доставит вертолет. А если, скажем, вы захотите встретить Новый год в 4-звездочном «Пик Отеле» или более демократичном «Горном клубе «Мзымта», позаботиться об этом лучше сейчас. Вот уже несколько лет в зимние праздники эти отели забиты.

Но, наверное, зря расположенный внизу морской курорт смотрит на горы как на зимнюю палочку-выручалочку. Сейчас в отелях горного курорта можно одновременно разместить только тысячу человек. Поляна, конечно, развивается. Группа компаний ЮМАКО, управляющая отелем «Катерина-Сити» в Москве, возводит здесь клубные комплексы апартаментов «Катерина-Альпик» и «Катерина-Резиденс». На соседнем хребте Псехако «Газпром» строит горнолыжный комплекс. На плато «Роза-Хутор» начинает осваивать площадку пул инвесторов, собранный «Интерросом». Но горы есть горы, толпы туристов здесь не разместишь.

— Одновременно в Красной Поляне сможет находиться не больше 15‑000 человек, — говорит мэр Колодяжный.

Дача Москвы

Есть и еще один способ привязать туристов к Сочи — сделать их сочинцами. Если состоятельный москвич купит здесь жилье, его семья сможет жить на взморье с апреля по октябрь. Да и сам домовладелец будет наезжать сюда в выходные, позабыв о подмосковной даче.

 

Все к тому идет. По данным агентства недвижимости «Негоциант», почти половину квартир в Сочи покупают москвичи, а в элитных новостройках они забирают до 80%.

— Раньше москвичи предпочитали коттеджи. Но у нас особый климат — если зимой дом не отапливать, он страдает от влажности. Плюс вопрос безопасности. Поэтому сейчас спрос переключился на квартиры и таунхаусы, которые оставлять нестрашно, — рассказывает в интервью Forbes владелец агентства «Негоциант» Павел Никитин.

Сочи для москвича — не чужой край. Существенную часть новых домов здесь возводят знакомые столичные девелоперы — «Интеко», «Декра», «Мосжилкомплекс». Да и местный мэр во многом похож на Юрия Лужкова. Первое, что сделал Виктор Колодяжный, придя к власти, — поставил жилищное строительство в городе под свой контроль.

— Ни один объект в Сочи не начинает строиться без постановления главы города, — говорит мэр.

 

Все участки под строительство теперь выделяются по конкурсу. А решения прежней администрации по внеконкурсному землеотводу будут подвергнуты ревизии. За земельный участок девелопер теперь должен передавать администрации часть построенных квартир, что тоже по-московски.

Да и цены на недвижимость в Сочи приблизились к столичным. Средняя стоимость метра в однокомнатной квартире на вторичном рынке — $1150. C 1999 года этот показатель вырос почти втрое. В новостройках бизнес-класса цены колеблются от $1200 до $2000 за «квадрат». Та же история с участками земли под частную застройку — с 1999 года «сотка» у моря в Центральном районе подорожала в 5–7 раз, до $50–70 тысяч.

Впрочем, многие «новые сочинцы» рассматривают покупку квартиры у моря как выгодное вложение, рассчитывая на дальнейший рост цен. А те, кто ищет участок под частный дом, обращают внимание на окраинные районы. Большой Сочи протянулся вдоль моря на 145‑км, еще есть возможность выбрать местечко подешевле у береговой полосы. Провозя меня по побережью в Адлере, один из местных бизнесменов показывает коровники, выходящие прямо к пляжу. Место ли здесь рогатым?

Сочи в цифрах

  • 328‑800 человек — таково постоянное население Большого Сочи.
  • 1688 метров — перепад высот на горнолыжных трассах Красной Поляны, общая длина которых составляет 25 км.
  • 930 рублей — средняя стоимость одного койко-дня в‑гостиницах Сочи в 2004 году.
  • 41,8 млрд рублей составит в 2004 году объем производства базовых отраслей городской экономики.

Источник: Администрация города Сочи

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+