Московские судостроители с производства речных трамвайчиков перешли на шикарные мегаяхты. Зачем?
Наверное, это очень по-русски: купить умирающий завод и приступить к производству не чего-то простого и популярного, а мегаяхт — роскошно отделанных частных судов длиной от 30 до 50 метров. Роман Троценко, президент транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство» (ТПГ «МРП»), поступил именно так. Рулить проектом Троценко позвал Дмитрия Мироненкова, одногруппника по учебе в Институте стран Азии и Африки при МГУ.
Затея оказалась достаточно безумной, чтобы претендовать на успех.
В 2004-м, через три года после старта, на набережной столичного Нескучного сада под устрицы и вино гендиректор Московского судостроительного завода (МССЗ) Мироненков проводил для светской публики презентацию 38-метровой белоснежной Smile.
Пресс-релиз описывал уровень комфорта Smile как «близкий к «шести звездам». Роскошь — шесть кают в этностиле, полированное дерево, плазменные телепанели — действительно бросалась в глаза. Как и подтеки замазки под стеклами рулевой рубки и небезупречно завернутые шурупы в обшивке кокпита.
Зачем пытаться конкурировать со всемирно известными производителями, которые оттачивают свое мастерство десятилетиями? Да еще в Москве, удаленной на сотни километров от любого моря? Да еще в строительстве мегаяхт, где важнее даже не ходовые качества, а безупречность дизайна и отделки? Стоит разобраться в истории вопроса.
Роман Троценко признается Forbes, что собственно «речные» активы — Южный и Пассажирский порты Москвы, 320 теплоходов и прочее — не более 15% в стоимости контролируемой им ТПГ «МРП». «Мы специализируемся на приобретении предприятий с целью повышения капитализации. Название «пароходство» осталось просто потому, что оно мне нравится», — говорит бизнесмен. Всего же группа Троценко владеет акциями около 40 предприятий, от приборостроения и химического машиностроения до аэропорта «Толмачево» в Новосибирске.
В конце 90-х годов Троценко купил и МССЗ. Что строить на заводе? Спроса на речные трамвайчики и патрульные катера, которые предприятие делало с 1936 года, не было. От идеи строить корпуса судов для европейских верфей тоже пришлось отказаться. В России, как выяснилось, кроме стали и алюминиевого профиля, для судостроения по европейским стандартам не годилось ничего.
Между тем шел 2000 год, начало какой-никакой, но стабилизации экономики. Троценко понял, что его единственный клиент — богатый россиянин, за которым уже начали охотиться и западные яхтенные верфи.
Решили строить «самодельные» яхты, по своим технологиям и проекту. Миллиардер в любом случае возьмет импортную лодку, а его младший коллега не откажется купить «почти такое же» судно, как у олигарха, но дешевле. «Признаю, что наши первые яхты, скажем, на треть хуже европейских по отделке и дизайну. Но продаем-то мы их в три раза дешевле», — сообщает Мироненков.
Размерный класс был выбран неслучайно. Мегаяхту длиннее 50 метров строить нельзя: Нагатинский затон, у которого стоит МССЗ, — не синее море. В классе до 30 метров по соотношению цены и качества невозможно конкурировать с лучшими серийными моделями итальянской Ferretti или английской Sunseeker. Мироненков взял курс на полусерийное производство. Клиенту предлагают широкие возможности перепланировки интерьера в отличие от серийных яхт, но проект при этом все-таки из каталога, а не индивидуальный.
Яхту такого размера и оснастки, как Smile, немцы или голландцы строили бы минимум за $15–20 млн. МССЗ берется выполнять заказ за $4–6 млн. Ну как не простить подтеки замазки! Тем более что движки на яхтах, как и во всем мире, — Caterpillar, навигационные приборы — японские. А корпус из российского металла — всего десятая часть стоимости яхты. Серьезно увеличить долю российских комплектующих в ближайшее время вряд ли удастся.
Мироненков утверждает, что и так МССЗ внакладе не остается: себестоимость удалось сделать в пять раз меньше, чем на европейских верфях. И покупатели нашлись, причем самые неожиданные. Еще весной 2003 года 33-метровая De Groot 110, приняв имя «Паллада», стала яхтой президента РФ. В этом году спущен на воду 38-метровый «Прибой». Smile, по слухам, была куплена руководством группы «СОК», владеющей несколькими предприятиями автопрома в Поволжье. МССЗ поспел на рынок вовремя: вот уже три года среди жителей России распространяется мода на дорогие частные суда. Уже 4 фирмы продают в России яхты дороже $1 млн — всего же продавцов западных яхт вдвое больше. По словам Сергея Рыбакова, вице-президента компании Premium yachts (одной из «большой четверки») российские мультимиллионеры приобретают до 50 таких судов ежегодно.
Даже конкуренты — например, владелец яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко, который продает в России западные яхты, — признают, что на первом этапе своей новой жизни МССЗ добился успеха. «Но примерно через пять лет эта бизнес-модель начнет давать сбои», — говорит Троценко. Брать дешевизной уже не получится, потому что рынок «роскоши подешевле» насытит западный секонд-хенд.
«Вторым этапом нашей работы станет строительство лодок по проектам известного конструктора яхт — голландского бюро Vripack Yachting International», — говорит Дмитрий Мироненков. В переговорной МССЗ Мироненков демонстрирует модели этих яхт. Действительно, «западная» внешность.
На стапелях завода сейчас — корпуса еще двух «своих» яхт, которые будут сданы в 2005-м. Тогда же завод полностью перейдет на строительство яхт «по-голландски». Рабочие уже оборудуют интерьерный цех с идеально ровным полом. До сих пор «начинку» яхт монтировали непосредственно внутри корпуса. По западной технологии ее будут собирать в интерьерном цехе на особых шпангоутах, после чего вставлять в корпус, как в скорлупу. Все должно быть выверено до миллиметра.
Яхты по проектам Vripack по себестоимости уже не будут в разы дешевле европейских аналогов. «Мы не можем останавливаться в развитии, как российский автопром. Мы будем продавать яхты европейского качества чуть дешевле», — говорит Троценко. Звучит, мягко говоря, амбициозно. Если бы в подобный проект бизнесмен вложил все свои деньги — это было бы сумасшедшим риском. Но оборот «МРП», по словам Романа Троценко, — $600 млн. Строительство яхт можно позволить себе и в качестве хобби.