Андре Агасси завершает спортивную карьеру. Но почему рекламодатели по-прежнему платят ему щедрые гонорары?
Он ворвался в мир профессионального тенниса в 1986 году, когда ему было всего шестнадцать. Длинноволосый юноша в джинсовых шортах от Nike тут же прославился благодаря яростной манере игры с бесстрашными выходами к сетке навстречу мячам, летящим в него со скоростью 200 км/ч.
Сейчас, 18 лет спустя, у Андре Агасси вместо длинных волос — лысина, а его выходы к сетке уже не столь стремительны. Лидируют в мировом рейтинге теннисисты моложе Агасси лет на десять. Правда, год назад Агасси совершил чудо, снова став теннисистом номер один в мире, но с тех пор он не выиграл ни одного турнира. Более того, проиграв в трех турнирах подряд в первом круге, Агасси скатился на девятое место в рейтинге ATP.
Тем не менее за пределами корта дела Агасси, который занимает седьмое место в мировом списке самых высокооплачиваемых спортсменов, составленном Forbes, идут как никогда хорошо. За два десятилетия рекламные контракты уже принесли ему $200 млн, а нынешний год станет для Агасси рекордным: спонсоры заплатят ему $28 млн. Из спортсменов только Майкл Джордан и Тайгер Вудс в 2004 году заработают больше, а теннисисты вообще не идут с ним ни в какое сравнение. Лучший из нынешних американских коллег Агасси — Энди Роддик — зарабатывает за пределами корта лишь $5 млн. Пит Сампрас выиграл 15 турниров «Большого шлема», тогда как в активе у Агасси только 8 таких побед; но при этом доходы Сампраса от рекламы никогда не превышали $8 млн в год — это в три с лишним раза меньше суммы, которую Агасси заработает в нынешнем году.
Откуда у Агасси такие деньги? За последние два года он заключил рекламные контракты с American Express, Aramis (парфюмерия от Estee Lauder), Genworth (финансовая компания) и Kia Motors. В ноябре 2003-го компания Head, давний поставщик ракеток для Агасси, подписала с ним пожизненный рекламный контракт. А в мае теннисист заключил с сетью 24-Hour Fitness договор сроком на десять лет об открытии фитнес-центров Andre Agassi. Уже к концу года откроется пять таких центров, а сам Агасси по условиям договора будет получать не менее $1,5 млн в год.
«Агасси обладает удивительной харизмой, — говорит Дэвид Картер, основатель Sports Business Group, американской маркетинговой компании. — Он может воздействовать сразу на два поколения потребителей, и это позволяет ему заключать рекламные контракты даже на закате спортивной карьеры».
В будущем году Агасси, скорее всего, побьет еще один рекорд: он должен получить примерно $40 млн в виде акций компании Nike. Это будет его последний гонорар в рамках истекающего десятилетнего контракта с Nike на общую сумму $120‑млн. Nike была первым корпоративным спонсором спортсмена — в‑первый год профессиональной карьеры ком-пания выплатила ему $25‑000. Рикардо Коломбини, шеф теннисного отдела маркетингового подразделения Nike, говорит, что именно Агасси сделал логотип компании Nike — Swoosh таким популярным. «Агасси воплощает в жизнь философию Nike: быть раскованным новатором. Он изменил и сам теннис, и принятый среди теннисистов дресс-код». Но подпишет ли Nike новый контракт с Агасси? Компания отказывается давать комментарии по этому поводу.