Неужели это так выгодно — производить самую примитивную фармацевтическую продукцию из всех возможных?
В конце III тысячелетия до нашей эры безвестный медик из шумерского города Ниппура записал на глиняной табличке 15 рецептов приготовления лекарств из растительного сырья — горчицы, пихты, слив, чабреца, корня солодки. Считается, что это самый древний из дошедших до нас медицинских текстов.
Сейчас 2004 год нашей эры. Управляющий ОАО «Красногорские лекарственные средства» (КРЛС) Вячеслав Малинка с усилием отодвигает тяжелую металлическую дверь склада. В лицо бьет густой запах сена. В мягкий полумрак уходят высоченные, метров пять, стеллажи, на которых уложены огромные коричневые мешки с табличками «Ромашка», «Календула», «Чабрец», «Корень солодки». Предприятие «Красногорсклексредства», расположенное всего в 7 км от Москвы, похоже, продолжает медицинские традиции Шумера. Продает населению травяные сборы — россыпью в картонной упаковке, в брикетах или в фильтр-пакетах, всего 162 наименования. В 2003 году КРЛС получили прибыль в $2 млн (до налогообложения) при объеме продаж в $13,5 млн. Несмотря на кажущуюся примитивность выпускаемого здесь товара, продажи его растут на 30% ежегодно. Немецких владельцев предприятия — семейную компанию Martin Bauer Holding — такие показатели вполне устраивают.
Проверенный метод
Технология заготовки природных лекарственных средств мало изменилась с древних времен. У КРЛС — широкая сеть поставщиков сырья. Мяту, шалфей, пустырник и некоторые другие травы выращивают сельхозкооперативы, что-то собирают независимые заготовители по всей России. По словам одного из них, Николая Поплевина, хозяина одноименного ПБОЮЛ в Иркутской области, только один человек может заготовить за лето до 5 т трав и кореньев и заработать до 150 000 рублей, а на Поплевина работают около 1500 человек.
Впрочем, от российских заготовителей «Красногорсклексредства» получают лишь 60% перерабатываемого сырья. Остальное поступает со всех концов мира через материнскую компанию Martin Bauer. «Ромашку, например, мы получаем из Аргентины. В России той, которая нам нужна, мало. Цветы липы приходится везти из Болгарии, даже корень одуванчика у нас импортный, — поясняет Вячеслав Малинка. — Процесс заготовки трудоемкий, российского сырья недостаточно, а рынок забит перекупщиками. Импортировать получается дешевле».
Полученное сырье подвергается анализу в лаборатории завода, аккредитованной при Минздраве, а затем идет в обработку. Martin Bauer, купившая предприятие еще в 1995 году, поставила здесь сортировочное оборудование собственной конструкции. «Ни у кого в России нет таких линий, — хвастается Малинка. — Сортировка у нас настолько тонкая, что мы можем взять цветок календулы и на выходе получить отдельно лепестки, отдельно чашелистики, отдельно пыль».
Скромные запросы
Производство действительно впечатляет. Но вот вопрос: почему иностранная компания, обладающая современными технологиями, производит в России столь несложный товар с такой низкой добавленной стоимостью? Взгляните на аптечные полки. «Успокоительный сбор №2» производства «Красногорсклексредств» (валериана, мята перечная, пустырник) стоит 20–30 рублей. А вот за препарат «Персен форте» производства словенской компании LEK — двадцать капсул с экстрактом той же валерианы и мяты — просят уже 120–140 рублей. Валерий Угаров, представитель московской компании «Фитофармпродукт», утверждает, что производить экстракты в любом случае выгоднее: «Норма прибыли в этом бизнесе как минимум вдвое выше, чем при простой продаже сырья».
У немецких владельцев на этот счет есть своя теория. Компания, основанная еще в 1930 году собирателем трав из Нюрнберга Мартином Бауером, — крупнейший в Европе производитель растительных лекарств и фиточаев с годовым объемом продаж в 350 млн евро. В Martin Bauer входит более 80 компаний, разбросанных по всему миру, — это заводы и фитоаптеки в Европе и Америке, плантации лекарственных трав в Африке и чайные производства в Грузии. Немцы покупали «Красногорсклексредства» именно как производителя травяных сборов — это место завод, видимо, и будет занимать в структуре холдинга.
Для производства более сложных препаратов у Martin Bauer есть, к примеру, польский завод Europlant PhytoPharm. В российских аптеках можно купить продукцию этого предприятия — травяные настойки «Стоматофит» и «Артехолин». Соваться с фиточаем в супермаркеты «Красногорсклексредствам» тоже не стоит. «Здесь продает свои фруктовые и травяные чаи под марками Milford и Mesmer немецкая компания OTG. Сырье она покупает у Martin Bauer. Сферы влияния поделены: OTG работает с магазинами, а наша компания — с аптеками», — говорит Вячеслав Малинка.
Впрочем, Martin Bauer Holding ограничивает бизнес КРЛС кореньями и лепестками тоже не от самодурства. «Немецкие инвесторы наверняка учитывали растущий в России спрос на продукцию природного происхождения. Бум на таблетки уже прошел», — считает Ян Лейтан, президент фирмы Elpis, дистрибьютора «Красногорсклексредств» в Латвии. А вот мнение Адольфа Веделя, главы совета директоров ЗАО «Мартин Бауер Менеджмент», управляющей компании КРЛС: «По оценкам экспертов, наш завод выпускает треть от общего объема производства лекарственных трав и сборов в России. У нас здесь далеко идущие планы. Мы находимся только в начале пути».
По данным исследовательского центра «Фармэксперт», в 2003 году «химических» медикаментов в России было продано на 14% больше, чем годом ранее, а фитопрепаратов — на 18% больше. Интерес к натуральным продуктам действительно растет, причем специалисты возлагают особые надежды именно на сборы и сухие травы. Вот как объясняет это специалист ЦМИ «Фармэксперт» Светлана Грудачева: «Во-первых, капсулирование удорожает продукцию. Во-вторых, существует психологический фактор — растительное сырье выглядит более натурально».
Действительно, народ у нас привык доверять траве: выручка КРЛС ежегодно растет на 30%. До сотен миллионов долларов даже с такими темпами вряд ли дойдешь, но уверенность в будущем у торговцев душистым товаром есть.
Травы в цифрах
- 500 000 видов растений известно науке. Лекарственными официальная медицина признает чуть более 300 растений.
- 32 млн упаковок лекарственных растений планируют продать в 2004 году «Красногорсклексредства».
- $17,7 млн в год — таков объем продаж в России препаратов на основе боярышника, самого популярного ингредиента для производства фитопрепаратов.
- $20 млрд — таков объем мирового рынка пищевых добавок, косметики и лекарств на основе растительного сырья.
Источник: ЦМИ «Фармэксперт», Всемирный фонд дикой природы