За сколько можно продать информацию о российском оружии?
Летним утром 2003 года в офисе раздался звонок. Руслан Пухов, один из соучредителей Центра анализа стратегий и технологий, поднял трубку. «Вас беспокоят из ФСБ. Вы не могли бы к нам подъехать, побеседовать?» «Началось», — подумал Пухов. Этого звонка 31-летний выпускник МГИМО ждал шесть лет.
После окончания института Пухов с приятелем Константином Макиенко поступили на работу в Центр политических исследований в России (Центр ПИР) — организацию, существующую в том числе и на западные гранты. Анализировали экспорт оружия из России. «Но очень скоро нас начала напрягать эта деятельность. Кто наши заказчики? Каковы их цели?» — вспоминает Макиенко. В 1997 году Пухов и Макиенко покинули компанию, решив стать независимыми экспертами. Партнеры учредили Центр анализа стратегий и технологий (АСТ). Поначалу публиковали статьи об экспорте вооружений в печатных СМИ, затем телеведущий Михаил Леонтьев пригласил их на ОРТ как экспертов. Партнеры стали известны публике, и бизнес пошел.
Сегодня офис АСТ располагается в одном из мидовских зданий на Ленинском проспекте, помимо учредителей в компании трудятся несколько стажеров. Основа благосостояния Центра — бюллетень «Экспорт вооружений», фактически продукт ручной работы, выходящий шесть раз в год тиражом 500 экземпляров. Подписчики и рекламодатели этого бюллетеня в 2003 году принесли АСТ около $60 000 выручки. «Рентабельность составляет один к пяти. Журнал черно-белый, соответственно мы мало тратим на полиграфию. Многие тексты пишем сами», — говорит Макиенко. Никаких военных секретов или эксклюзивной информации в бюллетене нет. Вот первый номер за 2004 год: подборка текстов об оружейной торговле с Китаем, подведение итогов военно-технического сотрудничества России с другими государствами в 2003 году, аналитическая статья о контракте на поставку авианосца «Адмирал Горшков» в Индию.
И тем не менее «Экспорт вооружений» — едва ли не единственное в России успешное отраслевое издание из тех, что не принадлежат каким-либо предприятиям этой отрасли. Чем привлекает этот бюллетень предприятия ВПК, которые платят за подписку 15 000 рублей в год? Во-первых, аналитическими материалами. «Для меня это источник информации о рынке. Есть, конечно, другие отраслевые издания, но они скорее рекламно-информационные, а не аналитические», — говорит Антон Лаптев, представитель группы компаний ИСТ, владеющей «Балтийским заводом». Пухов комментирует: «Один мой знакомый сказал: вы — лучшие эксперты, и одновременно — худшие. Просто потому, что других нет».
Конкуренты добавляют, что есть и вторая статья заработка. Специалисты по PR, хорошо знающие Пухова и Макиенко говорят, что, покупая подписку, крупные компании ВПК просто платят за лояльность известных экспертов рынка. Партнеров такие заявления заметно нервируют. «Мы не PR-агентство. Мы не размещаем платные материалы и никаких обязательств на себя не берем. Хотя, конечно, когда я комментирую в прессе события, касающиеся компании, с которой у нас есть деловые отношения, то взвешиваю свои слова», — признает Макиенко.
Кроме того, Пухов с Макиенко публикуют статьи и интервью больших чиновников и топ-менеджеров военных компаний, которые в обычной прессе не встретишь. Это позволяет нескольким сотням человек, связанных с экспортом вооружений, понять, куда «дует ветер».
Очевидно, что работа в этой сфере чревата вниманием органов. Прошлогоднее общение с капитаном из ФСБ закончилось ничем. Партнеры объясняют, что выбрали правильный подход к военной тематике: надо меньше «лезть в технику», сосредоточившись «на экономическом, политологическом анализе». Сейчас АСТ делает ставку на расширение бизнеса. Пока конъюнктура благоприятствует: экспорт российского оружия с 1997 года вырос в два раза. Подписчики «Экспорта вооружений» жить стали явно лучше.