К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бизнес-план на старость


Не делать пенсионных накоплений по меньшей мере легкомысленно, даже если вы еще молоды

«Пенсия? Какая пенсия?» — молодые сотрудники банков и прочие представители среднего класса, к которым корреспондент Forbes обращался за комментарием, крутили пальцем у виска. Все они предпочитают жить сегодняшним днем и не думать о старости.

Отношение населения к государственным пенсиям в полной мере проявилось в ходе пенсионной реформы, начатой правительством в 2002 году. Пенсионный фонд разослал 37 млн персональных писем с предложением выбрать частную компанию для управления пенсионными накоплениями. Откликнулись на это предложение лишь 700 000 человек. Понять логику тех, кто проигнорировал оферту Пенсионного фонда, легко: суммы, предназначенные для управления, у большинства населения мизерны, а доверия управляющим нет.

Впрочем, все это нисколько не оправдывает легкомысленного подхода к пенсионным сбережениям. Думать о будущем необходимо, так же как необходимо планировать, к примеру, отпуск. Разница лишь в сроках.

 

Составляя пенсионный план, в первую очередь следует помнить, что речь идет о самых длинных инвестициях в жизни. За двадцать или тридцать лет может измениться все, вплоть до страны, где живет будущий пенсионер. Любые компании и банки, которым вы доверите свои средства, должны по крайней мере дожить до вашей пенсии. Кроме того, на длинных промежутках времени действие инфляции становится неотвратимым. $1000, отложенных сейчас, через 30 лет превратятся в $545 при инфляции всего в 2%.

Второй важный принцип заключается в том, что заставить самого себя копить на пенсию практически невозможно — всегда будет соблазн потратить деньги на что-то еще. Так что существующие на рынке инструменты накоплений при всех их недостатках по крайней мере дисциплинируют инвестора, заставляя его постоянно откладывать деньги на будущее.

 

Всего же можно выделить пять стратегий частных пенсионных накоплений.

1. Страховка

Один из самых распространенных способов накопления — страховка. Страховые компании предлагают массу вариантов, все они — та или иная разновидность накопительного страхования жизни. Клиент вносит раз в квартал, раз в год или даже единовременно страховые платежи и через определенный срок — пять, 10, 20 или более лет — получает оговоренную сумму. Выплаты могут осуществляться по желанию клиента в удобной для него форме: раз в месяц или реже.

 

Предложения страховых компаний выглядят довольно заманчиво. «К нам пришел молодой человек 33 лет, внес сразу $50 000 и попросил посчитать, какова будет его пенсия, начиная с 60‑лет в течение 15 лет, — рассказывает директор департамента страхования жизни компании «Страховая группа УралСиб» Маргарита Хорунжая. — Мы посчитали: получилось $1118 в месяц». Всего страховая компания должна будет выплатить молодому человеку порядка $200‑000 в нынешних деньгах. Огромная сумма. Но не стоит забывать, что за 27‑лет инфляция «отъест» от нее почти половину.

Несомненное преимущество страховки состоит в том, что в случае смерти застрахованного лица внесенные им деньги не пропадут — их получат родственники. К тому же со страховой суммы не платятся налоги. Главный же недостаток — существенные ограничения на возврат средств при досрочном расторжении договора. В лучшем случае клиенту вернут лишь сумму взносов, без индексации.

2. НПФ

Другой способ скопить на старость — стать клиентом негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Их в‑России более четырехсот, правда, большинство из них работают только с корпоративными клиентами. Действуют фонды так: вкладчик делает регулярные взносы, которые хранятся на его личном счете и управляются по той или иной инвестиционной программе. По достижении пенсионного возраста — 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин — вкладчик сможет регулярно получать деньги со своего счета. В случае смерти вкладчика деньги переходят наследникам. Если вкладчик захочет вернуть свои средства досрочно, придется заплатить подоходный налог и, возможно, неустойку.

НПФ часто сравнивают с другим видом коллективных инвестиций — паевыми инвестиционными фондами (ПИФами). Главное отличие заключается в том, что НПФ обычно дают более низкую доходность, так как они вкладывают деньги в более консервативные инструменты и к тому же уплачивают налог на прибыль. Но это только, «если инвестиционный доход больше ставки рефинансирования ЦБ (14%). Разница между ними и будет налогооблагаемой базой», — говорит вице-президент НПФ Электроэнергетики Андрей Железнов.

 

3. ПИФы

Собственно, паевые фонды также могут быть одним из способов пенсионного накопления. Они обычно приносят больший доход, чем НПФ или страховые компании, особенно если речь идет о сроках в несколько десятков лет. Самым старым российским ПИФам сейчас чуть меньше семи лет, на их примере можно посмотреть, как фонды переживают кризисы. Например, стоимость паев одного из самых первых фондов — «Монтес Аури ДВИ» — выросла с 1997 года по сегодняшний день более чем на 300% при том, что во время кризиса 1998-го они подешевели в 4,5 раза. С 1999 года стоимость паев фонда «Илья Муромец» (компании «Тройка Диалог») выросла примерно на 900%, «Петра Столыпина» («Объединенная финансовая группа») — более чем на 600%.

4. Банковские депозиты

Наиболее распространенный способ пенсионных инвестиций среди опрошенных нами представителей среднего класса старше 35 лет — банковские депозиты. Деньги все равно хранятся в банках, почему бы просто не продлевать сроки вкладов из года в год? Как признается 37-летний банкир Александр, «держа средства на банковском счете, можно выбирать и банк, и сроки вклада, а также постоянно менять их — так я могу хоть как-то обезопасить свои накопления».

 

Однако большинство российских и зарубежных банков предлагают ставки по вкладам чуть больше, а иной раз и меньше, чем инфляция. Например, российский дочерний банк австрийского Raiffeisenbank дает 2,4% на сумму депозита от $3000 до $19 999 сроком на один год. Покупательная способность доллара снизилась в США за 2003 год на 1,2%. Получается, что инфляция «съела» половину от начисленных процентов. Сбербанк по долларовому вкладу сроком на 1 год и 1 месяц начисляет от 6,5% до 7,25% в зависимости от суммы депозита. Зарубежные банки еще более консервативны в размере процентов по депозитам. Credit Suisse, например, по сберегательным счетам в евро предлагает от 0,5% до 1,5% в зависимости от вида счета. Инфляция в зоне евро за 2003 год составила 2,3%.

5. Другие консервативные инвестиции

Наконец, существуют самые традиционные способы инвестиций. Они появились еще до изобретения пенсионного страхования и паевых фондов. Один из них — недвижимость. «Много денег это не принесет, но сбережет от инфляции», — уверен 44-летний Алексей, сотрудник банка, участвовавший в опросе Forbes.

К консервативным инвестициям можно также отнести покупку золота (или золотых монет), драгоценных камней, а также коллекционных предметов и предметов искусства. Впрочем, не стоит забывать, что чем сложнее объект инвестиций, тем выше вероятность ошибки. И опять же, чем больше личное участие в процессе инвестирования, тем тяжелее заставить себя откладывать деньги.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+