В России проживают 36 долларовых миллиардеров
В России проживают 36 долларовых миллиардеровИз всех придуманных человечеством общественно-экономических систем капитализм — самая динамичная. Основа этой системы — постоянное соревнование в погоне за заветными нулями. В этой гонке предприятия одерживают победы или умирают с потрясающей быстротой. Россия последних лет может служить иллюстрацией этого тезиса. Первые российские долларовые миллиардеры появились во всемирном рейтинге Forbes в 1997 году — их было четверо. Сегодня Forbes представляет список богатейших бизнесменов России, составленный в апреле 2004 года. В нашем рейтинге присутствуют уже 36 миллиардеров. Причем с 1997 года некоторые граждане страны успели и войти в «клуб девяти нулей» и покинуть его.
За редким исключением, богатство участников нашего списка выражается не суммой на банковском счете, а долей в успешно развивающемся бизнесе. Таково правило рынка: нужно постоянно развивать бизнес — иначе роскошный образ жизни съест твое состояние, трудолюбивые и удачливые конкуренты займут более почетные места в списке Forbes.
Посмотрите хотя бы на Бориса Березовского и Романа Абрамовича. В 1997 году Forbes оценил основные активы Березовского в $3 млрд, Борис Абрамович был самым влиятельным и богатым бизнесменом России. Именно благодаря Березовскому никому не известный торговец нефтепродуктами Абрамович смог завладеть своим основным активом — компанией «Сибнефть». Напомним, что Березовский в 1995 году выбрал именно Абрамовича своим партнером по приобретению «Сибнефти» на залоговом аукционе. Но затем Борис Березовский увлекся политикой и был вынужден продать Абрамовичу свои предприятия. Как результат сейчас Березовский «стоит» в 20 раз меньше, чем Абрамович. Бывшие партнеры занимают 47-е и 2-е места списка Forbes соответственно.
Другой пример — Лев Черной, один из отцов-основателей могущественной Trans World Group, в 90-е годы считавшейся полновластным хозяином цветной металлургии России. Продав в 2000 году свои активы, Черной занялся общественной деятельностью в рамках общественного движения «Мобилизация и развитие». Прошло четыре года, и один из богатейших некогда людей России занимает скромное 49-е место в списке Forbes. А бывшие подчиненные Черного Владимир Лисин и Олег Дерипаска, продолжающие развивать доставшиеся им после развала Trans World Group предприятия, в нашем списке занимают седьмое и восьмое места соответственно.
Москва — город миллиардеров
Вместе с тем Россию еще нельзя назвать страной со сформировавшейся капиталистической системой. От развитых стран, экономику которых характеризует острота конкуренции, Россию отличает предельная концентрация капитала. Совокупное состояние «Золотой сотни» — $136,9 млрд. Осенью 1996-го года Березовский сообщил Financial Times, что он и шестеро других предпринимателей контролируют 50% российской экономики. Борис Абрамович, как обычно, сильно преувеличил, но в целом тенденция верная. Сегодня концентрация капитала в значительной мере сохранилась. По данным Всемирного банка, в 2003 году 23 крупнейшие бизнес-группы (практически все они представлены в нашем списке) обеспечивали 57% всего промышленного производства России.
В России больше миллиардеров по отношению к ВВП, чем в любой другой стране мира, — 36 человек на $458 млрд. Конечно, нельзя напрямую сравнивать состояние богатейших бизнесменов с ВВП — первое измеряет капитал, второе оборот, — однако факт остается фактом: капитал 36 богатейших людей России ($110 млрд) равен 24% ВВП страны.
В феврале 2004 года, когда Forbes публиковал всемирный рейтинг миллиардеров, несомненным лидером по числу богачей были США — 277 миллиардеров. Однако совокупное состояние американских капиталистов ($651 млрд) едва дотягивает до 6% от валового внутреннего продукта страны — $11‑трлн. На втором месте стояла Германия — 52 миллиардера при ВВП в $2,1 трлн. Японию, вторую самую мощную экономику в мире, характеризует гораздо меньшая концентрация капитала — родина самураев насчитывает всего 22 обладателя миллиардного состояния при ВВП страны в $3,7 трлн.
Капитал в России не только сконцентрирован в руках небольшой группы людей — большинство этих людей связано с одним городом. По нашим расчетам, 33 из 36 российских миллиардеров либо живут в Москве, либо сделали свое состояние, «решая вопросы» в столице России. Никакой другой город мира не может похвастаться таким количеством миллиардеров, даже Нью-Йорк служит базой всего лишь для 31 миллиардера.
Богатое наследство
Подсчитывая состояние богачей США в рейтинге Forbes-400, мы обращаем внимание на то, сколько из участников списка унаследовали большую часть своего состояния — взять, например, семьи Рокфеллеров и Дюпонов. Факт, что в списке 2003 года такие наследники составляли лишь 20% от общего числа богатейших, показывает способность американской экономики обновляться, не опираясь только на достижения прошлых поколений.
В России, конечно, еще нет столько миллионеров, унаследовавших состояние по семейной линии. Другое дело, что большинство участников нашего списка получили природные ресурсы и предприятия в наследство от целой страны — СССР. Такое наследство лежит в основе капиталов 66 участников списка. Лишь 34‑участника разбогатели на создании совсем нового бизнеса — в первую очередь это телекоммуникации, строительство, производство продуктов питания и торговые розничные сети. Отсутствие новых источников богатства в этом списке показывает, насколько экономика России опирается на прошлое.
Остается добавить, что большинство участников Top-100 России похожи друг на друга. Среднестатистический участник Top-100 — мужчина 47 лет. Типичный фигурант списка Forbes родился на рубеже 50–60-х годов за пределами Москвы, но сумел получить высшее техническое образование именно в столичном вузе; с принятием в 1988 году закона «О кооперации в СССР» торговал компьютерами, затем занялся одновременно банковским бизнесом и экспортом сырьевых товаров. Сейчас владеет крупным (чаще всего — контрольным) пакетом акций производителя сырьевых товаров, женат. Существенную часть жизни проводит в Европе или Северной Америке, куда еще в конце 90-х годов перевез семью. Свой капитал намерен завещать детям — их у среднего капиталиста из Forbes-100 как минимум двое.