Рост ожиданий
За три первых месяца 2004 года Индекс потребительских настроений (ИПН) жителей России, рассчитываемый Аналитическим центром Юрия Левады, успел дважды удивить социологов.
ИПН — индикатор, позволяющий узнать, что потребители намерены делать со своими деньгами в краткосрочной перспективе. Значение индекса свыше 100 пунктов означает, что большинство населения уверено в завтрашнем дне и готово тратить деньги; меньше 100 — большинство откладывает на черный день. Так вот, в январе впервые за 11 лет измерений ИПН приобрел положительное значение, добравшись до отметки в 100,9 пункта. Личный оптимизм потребителей причудливо сочетался с их гражданским пессимизмом: 48% опрошенных «Левада-Центром» определяли экономическое положение России как «плохое и очень плохое».
А к марту ИПН снизился до 97 пунктов, что тоже необычно: в период выборов социологи фиксируют рост общественных настроений. Специалист «Левада-Центра» Марина Красильникова поясняет, что избирательная кампания на этот раз прошла тихо: «Роста ожиданий, основанных на предвыборной риторике, не было». Впрочем, 97 пунктов — все равно рекорд. За все постсоветское время этот индикатор не добирался до столь высоких значений.