Три менеджера увели из страховой компании специалистов, чтобы зарабатывать на своей «Скорой помощи»
Гендиректор «Евроспаса» — коммерческой «Скорой помощи» — Сергей Лебедев в прежней жизни был военным переводчиком. У него командирские усы и соответствующие манеры. Однако в начале 90-х армейской службе он предпочел поставку в Россию небольших партий фармпрепаратов из США. В конце 90-х Лебедев возглавил сервисную службу крупной московской страховой компании. Сервисная служба предоставляла клиентам услуги «Скорой помощи», а также занималась организацией медицинского обслуживания клиентов, выезжающих за рубеж.
«Вскоре я понял, что достиг в этой структуре своего потолка. Как дальше ни старайся, число клиентов не увеличится: у одного страховщика, даже крупного, их всегда будет недостаточно для полноценной загрузки службы «Скорой помощи», — говорит Лебедев.
С таким выводом согласились двое коллег Лебедева — Андрей Чепурин, финансист сервисной службы, обладатель диплома российской Финансовой академии и Национальной школы страхования Франции, и Нина Березина, по специальности — организатор здраво-охранения. И не только они.
Теория заговора
Трое «заговорщиков» покинули страховую компанию, уведя с собой еще 40 человек — практически всю сервисную службу. Однако у команды были налажены связи с другими игроками страхового рынка, и это стало предпосылкой для создания клиентской базы. А репутация, заработанная на прежнем месте, позволила привлечь инвесторов.
«В начале 2002 года мы обратились к состоятельным людям, нашим бывшим клиентам. Но не просто сказали: «Дайте денег», а представили детальный бизнес-план, где все было расписано до мелочей», — рассказывает Лебедев. К июлю собрали уставный капитал в 17 млн руб. Лебедев, Чепурин и Березина получили за свою идею контроль над 30% акций. Остальное — собственность инвесторов. Деньги пошли на аренду небольшого офиса и оборудование диспетчерской ($80 000), а также на три реанимобиля на шасси Ford Transit. Каждый Ford по $25 000, чуть меньше — «превращение» машины в «скорую помощь». Плюс $20 000 на аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор и прочее реанимационное оборудование. Итого — $65 000 за реанимобиль.
Негосударственный подход
В Москве 53 подстанции государственной «Скорой помощи» и примерно десяток коммерческих служб. «Евроспас» — одна из самых молодых компаний на этом рынке, работает с апреля 2003 года. Кроме того, большинство коммерческих «Скорых» существуют не сами по себе, а как подразделения крупных медицинских центров. Создатели «Евроспаса» понимают, что завоевать позиции на рынке им удастся, только обеспечив качество услуг, соответствующее высокой цене. В среднем вызов обходится в 2300 руб.
Если государственные «Скорые» все чаще выполняют просто функции перевозки больных в стационар, а приезжает на них не врач, а фельдшер, то в коммерческих бригадах наличие врача обязательно, и то на работу возьмут не всякого.
«Мы стараемся не нанимать врачей из государственной «Скорой». У них, как правило, уже сформировалось отношение к работе, которое нас не устраивает. Другое дело — врачи из стационаров. Отличный рынок рабочей силы для нас — подмосковные больницы, где медики получают меньше, чем в Москве», — говорит Нина Березина.
Врач в «Евроспасе», как и в большинстве других коммерческих «Скорых», получает зарплату на 20–30% больше, чем в государственной экстренной медслужбе. Это все равно немного.
Поэтому мотивацией персонала выступают не только финансы, но и возможность работать на хорошо оборудованных машинах и не так напряженно. Если за суточное дежурство для государственной «Скорой» 15–20 вызовов — обычное дело, то каждая машина «Евроспаса» выезжает в сутки в среднем на 5 вызовов.
Когда вызовов будет больше — пойдет прибыль. Согласно представленному инвесторам бизнес-плану, коммерческая «Скорая» должна окупить себя к концу 2005 года. А текущие затраты бригады «Евроспаса» начали покрывать уже через 9 месяцев работы — на квартал раньше, чем планировалось.
Лебедев, Чепурин и Березина полагали, что практически все вызовы им станут обеспечивать страховые компании, и даже были удивлены, когда в их службу начали звонить граждане в частном порядке. Сейчас доля частных вызовов составляет уже треть от общего числа, и она постоянно увеличивается.
Планы экспансии
Инвесторы продолжают вкладывать деньги в «Евроспас». В сентябре 2003 года компания открыла вторую подстанцию, на май 2004-го запланирован запуск в эксплуатацию третьей. Машины для нее уже куплены. Произведены и более серьезные вложения: заканчивается строительство медицинского центра «Евроспас», который задуман как многопрофильная поликлиника. После его открытия штат компании вырастет с 45 до 140 человек. Таким образом Лебедев и его партнеры намерены превратить «Евроспас» из маленькой службы «Скорой помощи» в полномасштабный медицинский холдинг. «На одной «Скорой помощи» много не заработаешь — ее норма прибыли не превышает 15%. А у медицинского холдинга она должна составить 30%», — объясняет стратегию Лебедев.
«03» в цифрах
- 840 машин государственной «Cкорой помощи» работает в Москве.
- 15 выездов в среднем совершает одна бригада «Скорой помощи» за день.
- 30 минут — среднее время доезда бригады.
- 7500 рублей получает врач московской «Скорой помощи».
Источник: Скорая и неотложная медпомощь г. Москвы