С Галиной Волковой, известным дизайнером обуви и основательницей компании «Ортомода», мы встречаемся в ее Студии универсального дизайна. В особняке много людей: здесь находятся кабинеты врачей, два зала с одеждой и обувью, примерочные, швейный и обувной цеха, офисы дизайнеров и менеджеров. И очень много людей с ограниченными возможностями, которые приезжают сюда из Москвы и области. Некоторые здесь работают, остальные - клиенты Волковой.
Волкова первой в России начала шить не просто удобную, а именно дизайнерскую обувь и одежду для инвалидов. «Я всегда требовательна к своим клиентам, и не считаю нужным их жалеть: если покупательница выглядит плохо, я могу сказать ей об этом, - рассказывает Галина. - Многие не понимают, что инвалидам не нужна наша жалость, им нужно наше уважение».
Дизайнер-«психотерапевт»
Сейчас Галина преподает курс дизайна ортопедической обуви в Московском колледже моделирования обуви и маркетинга. Недавно защитила докторскую диссертацию, связанную с этой темой. В ортопедию кутюрье, начинавшую с танцевальной обуви, привела наука: во время работы над своей кандидатской диссертацией, Галина два года разрабатывала обувь для больных сахарным диабетом и обратила внимание на людей с деформациями стоп. «Ортопедическая обувь должна решать несколько проблем: компенсировать физические недостатки, быть удобной и дарить уверенность в себе. У нас всегда решалась только первая», - рассказывает Галина.
И она решила разрушить стереотипы. В 2002 году сделала коллекцию модной одежды, обуви и аксессуаров для людей с ограниченными возможностями и повезла ее на крупнейшую мировую выставку REHACare в Дюссельдорфе. «Из Германии я приехала с короной на голове, думала, вот взялась за такую тяжёлую тему, создала блестящую коллекцию, от дифирамбов и заказов отбоя не будет», - вспоминает кутюрье. Но в России дизайнерский вариант одежды для инвалидов оказался никому не нужным: люди посчитали, что туфельки из кружев, сапожки из цветных кож с рюшами и цветами лишний раз обратят внимание на физические недостатки, а это было не принято. Да и сами инвалиды к установившемуся положению вещей привыкли и не слишком спешили его менять.
Поборовшись немного с ветряными мельницами, Галина переключилась на другие проекты. Три года назад ее обувная компания начала приносить прибыль и Галина решила, что можно вернуться к проектам, которые когда-то пришлось отложить из-за нерентабельности. Так и родилась Студия универсального дизайна. Студия работает не только для инвалидов. «Проблемы со здоровьем есть практически у всех, - говорит она. – Просто у кого-то они видимые, а у кого-то - скрытые. Я хочу, чтобы каждый, кто обратился ко мне со своими трудностями – не только с инвалидностью, но и с излишней полнотой, низким ростом, большим размером стопы, маленькой грудью – ушел от меня счастливым или, как минимум, уверенным в себе».
В Студии практикуется индивидуальный подход: каждый клиент получает консультацию врача и может самостоятельно выбрать себе фасон и кожу для будущей обуви (или купить уже готовую модель). Можно сделать точную 3D копию стопы, а затем на специальном станке изготавливать ортопедическую стельку по индивидуальному заказу (диагностический 3D-сканер и другое оборудование Галина закупила на грант, 8 млн руб). Подобрать хорошую ткань для инвалидов не просто: с одной стороны, материалы должны быть натуральными, с другой - немнущимися. «Лучше всего для такой одежды подходят ткани-стретч – эластичные, дышащие. «Правильная» ткань не натирает кожу и одновременно, при достаточной плотности, стимулирует кровообращение человека, который большую часть суток проводит в положении сидя», - говорит Галина.
В каждой паре обуви от Волковой есть конструкторская идея под особенности клиентов: в деловой обуви на высоком каблуке – уникальная анатомическая стелька, позволяющая весь день ощущать себя как в тапочках, в обуви для невысоких мужчин – скрытый внутренний каблук. «В идеях недостатка нет, как дизайнерских, так и конструкторских, - улыбается Галина. – И я надеюсь, что смогу грамотно позиционировать их, вывести на рынок и получить прибыль».
Чаще всего государство компенсирует затраты на производство одежды и обуви для людей с инвалидностью. Но немногие могут позволить себе заказать роскошные модели с ручной росписью и из высококачественных современных материалов или из экзотических кож по индивидуальному эскизу. И это, конечно, стоит не дешево.
Семейное дело
Муж Галины – Александр – член «Деловой России», где руководит направлением реабилитационной индустрии. Именно он – первый критик Волковой и главный ее защитник. «Все свои безумные идеи сначала тестирую на муже»,- признается Галина.
Сейчас Александр разработал проект, по которому может быть создано до одного миллиона рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. По задумке, каждый инвалид после необходимой профессиональной подготовки, повышающей его конкурентоспособность на открытом рынке труда, сможет получить специальный сертификат, гарантирующий ему трудоустройство. «В моей студии сейчас работает 18 инвалидов, - рассказывает Волкова. - Думаю, что комплексный подход сначала к образованию, а затем и к трудоустройству людей с ограниченными возможностями был бы весьма кстати».
Сейчас в холдинге «Ортомода» работает 160 человек, в основном на производстве. В год Волкова продает порядка 60 000 пар обуви, половина делается по индивидуальному заказу. Филиалы «Ортомоды» работают уже в 7 регионах, есть договоренности о поставке с 37 предприятиями. «Наш выход на рынок происходит очень медленно, моя главная задача на этот год – вывести Студию универсального дизайна на самоокупаемость, наладить сбыт в регионах и запустить интернет-проект», - говорит Волкова.
Беседуем с Галиной Волковой более двух часов, а она все не устает рассказывать о своем проекте. В ее кабинете повсюду туфли: стеклянные, хрустальные, пластмассовые. Туфли-часы, туфли-подставки, туфли-картины. Спускаемся в колодочную. Именно отсюда начинается путь любой пары обуви. Мастера вытачивают малюсенькую туфельку: это для девушки, которая совсем не может ходить. Галине до всего есть дело: она знает, кому принадлежит каждая создаваемая здесь пара обуви, всех помнит по именам.
Когда-то в молодости она могла лишь мечтать о том, чтобы стать «дизайнером-терапевтом» и каждый день видеть счастливое изумление на лицах клиентов: «Вы – волшебница!». Теперь мечта сбылась. В ее студию за уверенностью и душевным комфортом идут не только люди с ограниченными возможностями, но и вполне благополучные граждане.