К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Секреты лозы: как женщина управляет винным хозяйством

фото Gio Martorana
фото Gio Martorana
Как итальянская наследница винной династии Кьяра Сольдати обошла конкурентов

Внешность главы крупного винного хозяйства Кьяры Сольдати скорее подходит для светских приемов, чем для винодельни или виноградника. Она не вписывается в российское представление о блондинках. Впрочем, в итальянское тоже. Кьяра говорит, что перестала чувствовать дискриминацию «по цвету волос» только после тридцати, когда доказала свою деловую состоятельность. Когда была удостоена премии De@terra «за упорный труд по развитию сельской местности» от Министерства сельского хозяйства Италии.

Семью Сольдати, которая руководит винным домом La Scolca, в винодельческой среде шутливо называют «генералами»: благодаря им вино региона Гави получило мировое признание. При этом официальные лица дома женские: жена владельца Луиза — директор по внешним коммуникациям, дочь Кьяра — генеральный директор.

Генералы Сольдати

 

Кьяре 40 лет, из них больше 20 она управляет хозяйством вместе с отцом Джорджо. Хотя по первому образованию он экономист, в Пьемонте мало людей, которые лучше разбираются в виноградарстве. В 1970-х, вместо того чтобы взять энолога-консультанта, как это тогда было модно, он принял на работу агронома, причем из Франции, из Бордо.

Как Кьяра оказалась во главе традиционно мужского бизнеса?

 

«Так получилось, что в моем поколении во всех главных винодельческих семьях Италии родились девочки, ставшие наследницами компаний, — рассказывает Кьяра. — И когда пришло время, я, единственная дочь, возглавила бизнес».

Она тоже не энолог по образованию. Начинала с изучения экономики и юриспруденции в престижном миланском университете Боккони. Но еще во время учебы проходила технические стажировки на винодельнях. Работала стажером в брендах класса люкс, не имеющих отношения к виноделию, и считает, что это во многом помогло ей приобрести свежий взгляд на производство вина. «Италия — маскулинная страна, но я получила образование, далекое от традиционно женского. Я чувствую людей как женщина, но работаю как мужчина, — заявляет Кьяра. — А вы должны понимать, что 20 лет назад для женщины начинать карьеру в сельском хозяйстве было очень сложно. Но я хотела, чтобы в меня поверили. И чтобы меня принимали всерьез, нужно было стать отличным специалистом».

Будни и праздники

 

Задача наследственного бизнеса — сохранить семейный опыт и придумать что-то свое. Кьяре принадлежит идея охлаждения винограда после сбора урожая: оказалось, что температура 14–16 градусов позволяет сохранить его аромат и естественные вкусовые оттенки. «Таким образом, — говорит Кьяра, — мы производим вино из урожая, снятого с лоз разного возраста: каждая партия винифицируется отдельно и сохраняет свои особенности и натуральные тона». За каждой партией поступающего на переработку винограда следит компьютерная программа. И оборудование, и программы для этой технологии создавались специально.

Но кроме технологий стоило менять подход к коммуникациям: «Нужно было создавать бренд: рассказывать об истории вина, истории нашей винодельни и о том, что происходит там сейчас. Традиционно в нашей сфере было принято, чтобы компании хвалили себя сами. Я же считаю, что маркетинг должен быть двусторонним: мы должны и предоставлять информацию, и быть открытыми для общения с потребителями, понимать их реакцию. В отличие от других винодельческих хозяйств Италии мы во время сбора урожая приглашаем в гости всех желающих. Обычно же в этот период хозяйства закрывают двери». La Scolca обменивается информацией и с партнерами, и с конечными потребителями. Такой комбинированный маркетинг привел, в частности, к тому, что Кьяру пригласили преподавать маркетинг в виноделии в Католическом университете в Виченце.

«Я понимаю вино не только «технически» — это история, культура, мои семейные ценности. Я не свожу все только к престижу или к производству вина», — говорит Кьяра.

Для современного человека вино — это желание праздника. Открывая бутылку, он хочет поделиться праздником с другими. Конечно, для этого подойдет не любое вино, а то, что особенно дорого. «Чтобы вино запомнилось, оно должно быть произведено со скрупулезным вниманием к деталям, — считает Кьяра. — Это как хорошая книга: если нашел ее, прочитал, через некоторое время появляется желание перечесть. Если ты нашел особое вино, то через какое-то время ты снова хочешь ощутить его вкус». 

 

Но вино создается не из слов: оно требует поддержания стандартного, узнаваемого вкуса. Из года в год, несмотря на разные погодные условия и разное качество урожая. Работа на виноградниках выстроена по продуманному таймингу. «В засушливый год, такой как нынешний, нужно хорошо насытить корни лоз, чтобы собрать урожай раньше, не дать ему перезреть или засохнуть. А в прошлом году было мало солнечных дней, виноград мог получиться кислым, и надо было «перехватить» этот процесс. Мы вывели лишнюю влагу из почвы при помощи мелиорации и посадки травы, урожай собирали на две недели позже обычного, но нам удалось сохранить свежесть винограда в вине». Кроме того, в La Scolca есть понятие «зеленого сбора», который производится при необходимости, например в июне: если на лозе слишком много гроздей, лишние снимаются. И к основному сбору урожая виноград становится однородным по содержанию сахаров и ароматическим качествам.

Умеренное потребление

Кьяру можно встретить и на винодельне во время сбора урожая, и в офисе за составлением бизнес-плана, на радио или телевидении, на встречах со звездами вроде Стинга или Колина Ферта. Несколько лет назад она стала представителем женщин-виноделов северных регионов в итальянском Минсельхозе.

 

«Мне были очень близки проблемы женщин-виноделов, особенно потому, что я в то время только родила ребенка», — смеется Кьяра, называя главной проблемой отсутствие в сутках дополнительных часов.

Слово «усталость» — не про нее. «Я люблю жизнь и считаю, что каждый день надо проживать очень интенсивно, — говорит Кьяра. — Это возможность чему-то научиться. И я никогда не устаю от достижений: добившись очередной цели, ставлю новую». 

Она считает, что виноделы разных стран скорее союзники, чем конкуренты: «Мы работаем над одной целью: достичь высочайшего качества вина и привить культуру его потребления. А место на рынке есть для всех». Говоря о неоднозначном отношении к алкоголю в разных культурах и у разных людей, Кьяра углубляется в историю винопития. Она считает, что отношение к вину как к напитку, размывающему реальность, и склонность к неконтролируемому его потреблению идет от язычества, из времен, когда вино было неотъемлемым атрибутом вакханалий. «Но в христианской традиции вино получило другое, более возвышенное и даже сакральное значение, — говорит Кьяра, имея в виду обряд причастия. — На производителе лежит ответственность за пропаганду культуры разумного и умеренного потребления вина. Человек должен уметь чувствовать ценность вина — его аромат, вкус. Это тонкости, которые теряются при неконтролируемом потреблении».

 

Кьяра Сольдати не похожа на традиционных итальянок и в личной жизни. Последние три года они с мужем живут раздельно и начали бракоразводный процесс. О своем нынешнем семейном положении она говорит неожиданные вещи: «Я счастлива и довольна, у меня множество проектов и сын, которого надо воспитывать». Но не лишает себя надежды встретить «настоящего мужчину». Какой для нее настоящий? «Тот, кто не боится быть вовлеченным во что-то новое, не боится вкладывать себя и быть союзником. Тот, кто может посмеяться над собой. И, конечно, он должен ценить и уважать мои вина».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+